05.12.05

Развеян миф о силе "мини-каталога"

В конце ноября Дальневосточное таможенное управление завершило работу над одним из самых спорных документов последнего времени "мини-каталогом". По сути, "мини-каталог" документ по оценке стоимости импортных машин. Особую актуальность он имеет в Приморье, где, как известно, привезенные из Японии подержанные иномарки всегда пользовались большим спросом. Само собой, большое значение имеют цены на "японки". Всего в каталог включены 1735 наименований автомобилей, среди них Toyota, Nissan, Honda, Мazda и другие.

Ожидается, что "мини-каталог" будет утвержден в этом месяце и вступит в силу с 1 января 2006 года.

Между тем, статус данного "мини - каталога" вызвал некоторые вопросы у общероссийской организации автовладельцев "Свобода выбора". В результате по ее инициативе в Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития России было направлено обращение по вопросу введения в Дальневосточном таможенном управлении новой ценовой информации (мини-каталога).

Далее приводим полный текст ответа Минэкономразвития на данный запрос "Свободы выбора".

"О новой ценовой информации на автомобили

На вх. 3294-ПГ от 25.10.2005 г.

Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития России в части вверенных полномочий, совместно с ФТС России и Минпромэнерго России рассмотрел Ваше обращение по вопросу введения в Дальневосточном таможенном управлении (далее - ДВТУ) новой ценовой информации (мини-каталога) на автомобили, страной происхождения которых является Япония, и сообщает, что телетайпограммой ФТС России от 12 октября 2005 года 821 "О неприменении ценовой информации на автомобили" действие письма ДВТУ от 30 сентября 2005 38-10/10058 "О направлении ценовой информации на автомобили" было приостановлено.

Дополнительно информируем, что в настоящее время в ДВТУ создана согласительная комиссия с участниками внешнеэкономической деятельности, целью которой является обобщение ценовой информации по всем ввозимым с азиатского рынка автомобилям и формирование соответствующих каталогов, которые после утверждения ФТС России будут направлены в таможенные органы для использования при контроле таможенной стоимости, в том случае, если предоставленных декларантом документов не будет достаточно для установления реальной стоимости ввозимого автомобиля. Кроме того, информация о введении данных каталогов будет заранее доведена до всех заинтересованных лиц через средства массовой информации.

Одновременно сообщаем, что практика издания ФТС России информационных писем (в том числе и так называемых мини-каталогов), являющихся определенным вспомогательным материалом, дающим возможность должностному лицу таможенного органа, ответственному за принятие решения по таможенной стоимости товара, иметь ориентиры по цене товара на различных рынках. Данные письма не являются нормативными документами и не могут устанавливать минимальные цены на ввозимые товары.

В то же время в независимости от наличия или отсутствия информационного письма по данному виду товара решение о заявленной декларантом таможенной стоимости может быть принято исключительно в соответствии с нормами, установленными Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Закон), в рамках обоснованного применения методов определения таможенной стоимости (статьи 19-24 Закона), а также неукоснительного исполнения требований нормативных документов ФТС России в части соблюдения установленных технологий контроля таможенной стоимости".

Письмо подписано директором Департамента государственного регулирования

внешнеторговой деятельности и таможенного дела А.А. Каульбарсом.

Таким образом, очевидно, что пресловутый "мини-каталог", вокруг утверждения которого было столько разногласий, не является нормативным документом и не имеет юридической силы. Это всего лишь "вспомогательный материал". О чем спорили, господа?

Эксперт организации "Свобода выбора" Роман Расторгуев отметил, что эти информационные письма таковыми всегда и являлись. Но, увы, на местах под давлением начальства, под страхом выговоров, лишения премии или увольнения рядовые сотрудники воспринимают эти бумаги как прямое указание к действию.

Newsinfo.ru 05.12.05