14.09.17

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Северный морской путь (СМП) является кратчайшим морским путем из Азии в Европу и, по оценкам специалистов, после 2050 года станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледового усиления. С учетом этого уже сегодня стратегически верно развивать СМП не только исключительно в интересах вывоза природных ресурсов из Арктической зоны или «северного завоза», но также для осуществления контейнерных перевозок. В 2016 году была разработана модель создания на базе СМП регулярной арктической контейнерной линии. Ниша, в которой перевозки по СМП выгоднее, чем по южному маршруту – это транзит контейнерных грузов между портами Северо-Восточной Азии (Китай, Япония, Республика Корея) и Северной Европой (Роттердам, Гамбург и другие). Контейнерный грузопоток на маршрутах, где использование СМП потенциально может дать существенный выигрыш грузоперевозчикам, составляет около 455 тыс. TEU. Строительство новых мощностей по производству сжиженного природного газа (СПГ) и развитие инфраструктуры в Арктике приведут к значительному росту перевозок по СМП.

Транспортная магистраль из Европы в Азию в северных морских широтах стала одной из ключевых тем обсуждения на Восточном экономическом форуме, который прошел во Владивостоке с 6 по 7 сентября 2017 года. Проблемы, связанные с эксплуатацией СМП, и перспективы его развития обсуждались в рамках тематической сессии «Развитие Северного морского пути. От слов к делу».

Материал подготовлен компанией Frost & Sullivan по итогам III-го Восточного Экономического Форума

Коммерческая эксплуатация СМП сегодня идет полным ходом, в особенности – в западном секторе (от Мурманска до порта Сабетта), где объем трафика уже сопоставим с европейским. Рост грузопотока очевиден уже сегодня и будет увеличиваться. В 2016 году объем перевозок грузов по Северному морскому пути достиг рекордного уровня и составил почти 7,3 млн тонн, что на 35% больше, чем годом ранее. Объем одних только сухих грузов для строительства инфраструктуры составляет 1,5 млн тонн в год. Росту грузооборота способствовала реализация проектов по строительству порта Сабетта и освоению газовых месторождений на Ямале («Ямал-СПГ»). Увеличение общего трафика сказалось и на росте объемов транзитных перевозок по СМП.

«К 2022 году объем перевозок достигнет 40 млн тонн. – прогнозирует Евгений Амбросов, первый заместитель генерального директора ПАО «Совкомфлот», вице-президент Арктического экономического совета. – Дальнейший рост грузооборота будет обусловлен вводом новых мощностей по производству СПГ («Арктик-СПГ», «Печора-СПГ») и разработкой нефтегазовых месторождений. К 2025 году по СМП будет перевозиться порядка 65 млн тонн углеводородов».

Комментируя итоги сессии Леонид Петухов, генеральный директор АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта», подчеркнул, что: «Развитие СМП идет по всем основным направлениям – постепенно наращивается ледокольный флот, обновляется инфраструктура, ведется работа по устранению административных и торговых барьеров – в целом формируются условия для наращивания объемов контейнерных перевозок в среднесрочной перспективе, к участию в проектах привлекаются частные (в том числе иностранные) инвесторы».

Развитие ледокольного флота

Флот крупнейшей в России судоходной компании – ПАО «Совкомфлот» – недавно пополнился тремя новыми судами класса MR (всего было построено 6), а в августе 2017 года свой первый коммерческий рейс совершил газовоз «Кристоф де Маржери» (усиленный ледовый класс Arc-7), доставивший из Норвегии в Южную Корею партию СПГ. СМП танкер преодолел за рекордные 6,5 суток без помощи ледокола. «Кристоф де Маржери» – это первый газовоз в серии из 15 судов этого типа, запланированных к постройке.

Также получила развитие инициатива ПАО «Совкомфлот» о строительстве новых судов, использующих СПГ в качестве топлива. По словам Е. Амбросова, такое решение позволит сократить объем выбросов углекислого газа на 15%, азота – на 80%, серы – на 90%. Строительство судов начнется в 2019 году на заводе «Звезда», а первое судно сойдет с верфи уже в 2022 году.

Модернизация инфраструктуры и международная кооперация

Модернизация инфраструктуры также потребует значительных инвестиций, поэтому в этой работе нужно опираться не только на силы и возможности России, но и использовать международную кооперацию. По мнению, Теро Ваурасте, вице-председателя Арктического экономического совета, следует уже сегодня формировать инвестиционные предложения, в том числе для заинтересованных иностранных игроков и активнее привлекать частный капитал. «Необходимо повышать инвестиционную привлекательность северных областей. Сегодня для развития Арктики денег одних только налогоплательщиков недостаточно, поэтому надо работать над повышением прозрачности ведения бизнеса. – подчеркивает эксперт. – Не думаю, что контейнерные перевозки станут основным направлением использования СМП в обозримой перспективе, но так или иначе нам необходимо работать над устранением торговых барьеров. В ближайшие 2-3 года мы не сможем перейти к режиму свободной торговли, но с отдельными торговыми барьерами мы справимся».

Иностранные компании уже проявляют высокий интерес к использованию Севморпути. «У Японии два основных интереса, связанных с СМП. Это диверсификация транспортных маршрутов между Азией и Европой и развитие энергетической базы. – рассказал Синьити Исии, старший консультант АО «Исследовательский институт Номура, Лтд.». – У правительства Хоккайдо есть программа по участию в СМП, и в перспективе Хоккайдо намерен стать воротами в СМП».

Развитие коммуникационного обеспечения в Арктике

По словам Дмитрия Пурима, генерального директора ПАО «Совфрахт», не менее важно обеспечить развитие информационных технологий и интернета в Арктике. Это позволит упростить работу судов-снабженцев и снизить себестоимость контейнерной логистики. «За несколько лет работы в Арктике нам удалось примерно на 40% снизить стоимость перевозки в пересчёте на фрахтовую тонну, – рассказал Д. Пурим. – Это связано не только с усилением координации, качества работы и планирования, но и с внедрением информационных технологий». Он также признал, что «главный драйвер развития Арктики, бесспорный мейнстрим – это реализация углеводородных проектов, но развитие информационных продуктов очень важно для малого и среднего предпринимательства: «Если бы в Арктике был доступный интернет, это стало бы серьёзным фактором снижения себестоимости всей арктической логистики».

Дмитрий Гудименко, генеральный директор Capital Development Group, подчеркнул, что проект широкополосного интернет-кабеля из Европы в Азию уже находится в стадии высокой готовности. «Проект показывает хорошую прибыльность в ближайшей перспективе. – считает он. – Один из ключевых вопросов на сегодняшний день – это вовлечение в проект крупных игроков в лице Facebook, Google и китайских коммуникационных компаний».

Фактор таяния льдов и мониторинг ледовой обстановки

Новые возможности для трансарктического судоходства через СМП откроет и сокращение ледового покрова в Арктике. По мере того, как лед будет отступать, арктические маршруты будут становиться короче и быстрее. Ожидается, что при текущей тенденции к 2030 году Арктика будет полностью избавляться от льда в теплый сезон – в этом случае грузовые суда смогут реже прибегать к помощи ледоколов, а навигация будет открыта как минимум 6 месяцев в году. Сокращение площади льдов летом и осенью делает СМП более привлекательным для морских контейнерных перевозок. «В среднем за десятилетие толщина льда уменьшается на 13%. – рассказывает Риккардо Валентини, профессор Университета Тушия (Италия) и глава Европейского средиземноморского центра климатических изменений. – Необходимо повышать точность морских прогнозов, ледовой обстановки и сезонных рисков».

По сообщению Кирилла Голохваста, проректора по научной работе ФГАО УВО «Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), в ближайшее время при поддержке Ассоциации Полярников будет создан ситуационный Арктический центр («Арктический кампус») в Архангельске, который обеспечит онлайн визуализацию расстановки флота и доступной грузовой базы, позволит прогнозировать наиболее оптимальные маршруты движения судов на основе текущей информации о ледовой обстановке и прогнозов по ее изменению, а также прогнозировать стоимость арктической логистики.

Создание управляющей компании СМП

Среди факторов, сдерживающих развитие СМП, в последнее время все чаще называется отсутствие контрагента в виде управляющей компании с функционалом, аналогичным УК Суэцкого или Панамского каналов. Сегодня ФГКУ «Администрация Севморпути» выполняет только административные функции, выдает разрешения на право прохода по СМП и в целом имеет ограниченные полномочия в системе российской власти. Как следствие, компании сталкиваются с необходимостью взаимодействовать с целым рядом контрагентов, включая министерства, местные порты, компании предоставляющие услуги агентирования и бункеринга. Также возникают вопросы, связанные с качеством сервисов «на местах».

Как отметил Василий Грудев, директор по инвестициям АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта», в апреле 2017 года Правительство РФ поручило проработать вопросы, связанные с возможностью создания специальной структуры для управления СМП.

Создание управляющей компании, считает Д. Пурим, позволит оказывать услуги бизнесу в режиме «одного окна» и, как следствие, устранить ряд существующих административных барьеров: «Но важно, чтобы управляющая компания не вмешивалась в те сегменты, с которыми может справляться сам бизнес».

С ним согласен и Владимир Корчанов, первый вице-президент транспортной компании FESCO, отметивший, что наличие контрагента в виде управляющей компании будет способствовать развитию восточного сектора СМП, оптимизации логистических схем и повышению безопасности навигации. «У нас сейчас нет проблем с судоходством по трассам СМП. Проблемы начинаются на берегу и связаны с получением разрешений на выгрузку груза и бригад и т.д.» – резюмировал эксперт.

***

О сессии

Тематическая сессия «Развитие Северного морского пути. От слов к делу» состоялась 6 сентября 2017 в рамках 3-го Восточного экономического форума при содействии и поддержке АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта».

Дискуссия собрала профессионалов отрасли – представителей отечественных и зарубежных научных организаций, а также руководителей и топ-менеджеров нефтегазовых, судостроительных и транспортных компаний из России, Японии, Южной Кореи, Китая, Нидерландов и пр. Среди них – первый заместитель гендиректора ПАО «Совкомфлот» Евгений Амбросов, председатель Арктического экономического совета Теро Ваурасте, первый вице-президент FESCO Владимир Корчанов, CEO компании Damen Shipyards Group NV Рене Берквенс, лауреат Нобелевской премии мира и глава Европейского средиземноморского центра климатических изменений Риккардо Валентини и др. Также сессию посетил Александр Дюков, председатель правления и генеральный директор ПАО «Газпром нефть».

По окончании дискуссии модератор сессии, управляющий директор российского представительства Frost & Sullivan Алексей Волостнов и генеральный директор АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» Леонид Петухов подписали Соглашение о координации деятельности по совершенствованию условий реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока до 2020 года, эффективного обеспечения и оказания реальной помощи развитию Северного морского пути.

***

Контактная информация:
Павел Махов
Отдел по связям с общественностью – Россия
Frost & Sullivan
Тел: +7 (925) 376 2926
Email:
pavel.makhov@frost.com
http://www.frost.com