31.08.06

Развитие транспортной инфраструктуры

Транспортные системы являются одним из важнейших инструментов стимулирования развития экономического потенциала и социального уровня государства. Именно от эффективности их функционирования зависит конкурентоспособность национальных товаров и социальное развитие общества.

Стратегическими целями государства по реализации транспортной стратегии являются: - снижение совокупной доли транспортных издержек в себестоимости как товарных групп, так и валового продукта.

- повышение производительности всех транспортных систем с целью повышения их рентабельности до уровня западных конкурентов.

- снижение негативных последствий от функционирования транспортных систем Правительство и Бизнес в развитых странах постоянно мотивирует развитие высокоэффективной инфраструктуры и подвижного состава в интересах оптимальных логистических технологий законченного транспортного цикла, который обеспечивает потребности кооперационных и торговых сетей всего многоуровневого спектора потребностей бизнеса и общества. Эта высокая заинтересованность власти и бизнеса связана с тем, что: - Доля транспортных издержек и издержки на кредитование товаров в пути составляет значительную часть структуры себестоимости любого товара.

Точность по времени и партионности доставок является одним из основных критериев, обеспечивающих конкурентоспособность товаров на рынке.

- Именно уровень эффективности технологий, обеспечивающих товарные потоки, является одним из главных критериев, влияющих на инфляционные процессы и рентабельность транспортных систем В РСФСР функционировала достаточно эффективная товарораспределительная система, которая базировалась на принципах многоуровневого планирования. Товаропотоки и транспортные цепи увязывались сложной системой, начиная от Госплана СССР и Госснаба СССР, так и до каждого грузовладельца, до всех транспортных ведомств, как по географии, объемам, номенклатуре, так и по модальности.

В Западных странах созданы более эффективные рыночные конструкции, механизмы и инфраструктура, обеспечивающая гарантированную доставку любой партии груза от двери до двери точно в срок, способны гарантированно обеспечить как производство, так и торговлю партиями грузов на 3 6 дней производственно-торгового цикла установленный грузовладельцем.

Западные страны сумели создать рыночные структуры организации логистики обеспечения товарных потоков провозными и пропускными способностями транспортных систем, которые Следует констатировать, что в нашей стране пока не удалось осуществить полный переход от технологий организации товаропотоков и транспортного обеспечения плановой экономики к технологиям, обеспечивающим этот процесс в новой экономической формации.

Поскольку создание транспортной инфраструктуры и рыночных структур организации и обеспечения товаропотоков, отвечающих новой экономической формации находится в нашей стране в начальной стадии, в результате:
- отсутствует законодательно-правовая и нормативная база: определяющая критерии оценки транспортной работы; регламентирующая как обязательную форму организации транспортных потоков от двери до двери ; гарантирующая товаровладельцу перевозку любой партии груза точно в срок и компенсацию нанесенного ущерба, а так же предписывающая перевозчикам стандарт комплекса провозных документов. - 80% организации логистики товарных цепей занимается каждый товаровладелец индивидуально - производительность транспортных систем России в отношении эффективности коммерческого движения товара снизилась в 2-3 раза;
отсутствует рыночных механизм, гарантирующий ритмичность поставок партий товаров. В результате доля транспортных совокупных издержек в себестоимости продукции колеблется от 8 13% в западных странах и от 30 до 40% в России, что снижает конкурентоспособность российских товаров по транспортной составляющей в 3-5 раз.

По экспертным оценкам российская экономика затрачивает на транспортировку товаров около 3 млрд. рублей. В тоже время всвяз0и с низкой производительностью и малоэффективными технологиями транспортные системы находятся на критической точке рентабельности.

Именно в этой связи слабо используется уникальные возможности транзитного потенциала России. например, коммерческая скорость продвижения товарных масс по автомобильным трассам от 3 до 5 раз ниже, чем у наших конкурентов;

в российских портах в среднем товары задерживаются на 30 суток, в западных портах не более 3-х. Именно в целях системного сбалансированного развития транспортных систем под заказ развития экономического потенциала страны, приняты транспортные стратегии развития страны до 2010 и 2020 года.

Которые требуют перехода от экспертного подхода к развитию транспортных систем к комплексному системному моделированию как основных "стволов" грузопотоков так и потребностей в пропускных и провозных возможностей транспортных систем и логистических транспортных узлов, а так же освоение высокоэффективных модальных и мультимодальных транспортных технологий.

Базой системного подхода к реализации транспортной стратегии является транспортный баланс в транспортных узлах, региональном, межрегиональном и международном уровнях.

Создание транспортного баланса требует наличия статистической базы данных, основанных на технико-экономических измерителях, характеризующих как товар, так и транспортную продукцию.

На ближайшем этапе параллельно с созданием модели транспортного баланса и на ее базе оптимальных комбинаций развития транспортных систем по обеспечению заказа товаровадельца, усилить направление по реализации ряда экспертно-локальных программ, обеспечивающих как повышение производительности транспортных систем, так и снижение доли совокупных транспортных издержек.

Одним из основных направлений экономической политики партии является ускоренное развитие транспорта и транспортной инфраструктуры как необходимого условия экономического и социального развития России, и снижение негативного влияния транспортных систем.

Партия продолжит работу по созданию законодательно-правовой и нормативной базы, стимулирующей оптимальное участие государства в:

1. - повышение подвижности всех слоев населения на всей территории страны до среднеевропейских уровней
- СНИЖЕНИЕ СОВОКУПНОЙ ДОЛИ ТРАНСПОРТНЫХ ИЗДЕРЖЕК В СЕБЕСТОИМОСТИ КАК ТОВАРНЫХ ГРУПП, ТАК И ВАЛОВОГО ПРОДУКТА В ЦЕЛОМ.
- повышение производительности всех транспортных систем с целью повышения их рентабельности до уровня западных конкурентов.
- снижение негативных последствий от функционирования транспортных систем.
1. По повышению уровня стандартов, определяющих критерии оценки транспортной работы;
регламентирующих как обязательную форму организации транспортных потоков от двери до двери ;
гарантирующих товаровладельцу перевозку любой партии груза точно в срок и компенсацию нанесенного ущерба, а так же предписывающих перевозчикам стандарт комплекса провозных документов. 2. Партия ставит своей задачей принятие эффективных законов с целью повышения безопасности на дорогах, доведение их до норм и требований, обеспечивающих снижение последствий ДТП до среднеевропейских, а также введение стандартов безопасности на производимые отечественные автотранспортные средства на уровне мировых стандартов.

Обеспечить финансирование мероприятий подпрограммы Повышение безопасности дорожного движения 2003-2010 годы Федеральной целевой программы Модернизация транспортной системы России , в соответствии с утвержденными Правительством объемами при ее принятии. По обеспечению поэтапного введения прогрессирующих минимальных социальных стандартов передвижения различных слоев населения на всей территории России, обратив особое внимание на обслуживание сельских жителей, а также проживающих в районах Крайнего Севера и отдаленных территориях. В этих целях считать необходимым усиление государственной поддержки общественного пассажирского транспорта по перевозке пассажиров.

3. По созданию транспортной инфраструктуры, обеспечивающей, с одной стороны, эффективное использование транспортных средств, находящихся в частной собственности, с другой - не дискриминационный доступ товаровладельцев к полному комплексу транспортных услуг.

4. По повышению конкурентоспособности национальных товаров за счет освоения высокоэффективных транспортно-логистических технологий, снижающих долю транспортных услуг в себестоимости товаров и повышающих коммерческую скорость прохождения товарных масс, имея конечной целью перевод экономики с накопительной работы на склад - к оборотной работе с колес.

5. По созданию для отечественных международных перевозчиков на российской территории более выгодных экономических и административных условий ведения бизнеса по отношению к иностранным перевозчикам.

6. По защите транспортных услуг на национальном рынке.

7. Принимая во внимание, что неразвитость дорожной инфраструктуры сдерживает увеличение промышленного производства и рост ВВП в целом, ставиться задача мобилизации как федеральных, региональных, так и коммерческих ресурсов для строительства и ремонта автомобильных дорог в объемах, предусмотренных принятой Правительством Российской Федерации Программы Модернизация транспортной системы России до 2010 года .

Предлагаем отдельно разработать и осуществить программу строительства сельских дорог как материальной основы поведения социальной политики государства в сельской местности и развития экономики аграрных регионов.

8. Партия, учитывая, что речной транспорт является одним из самых экологически чистых и безопасных для общества, будет всемерно содействовать: мотивации увеличения перевозки грузов водным транспортом; восстановлению качественного состояния внутренних водных путей до габаритных стандартов; развитию судоходных каналов гидротехнических сооружений и обеспечение финансирования подпрограммы Внутренние водные пути Федеральной целевой программы Модернизации транспортных систем России (2002-2010 годы)

9. В области морского флота, в связи с принятием Федерального Закона О российском международном реестре судов , мотивировать принятие комплекса поправок и нормативных актов, обеспечивающих создание более благоприятных конкурентных условий для возвращения флота под российский флаг, а также финансовых инструментов, обеспечивающих реновацию морского флота России на международном уровне.

10. Партия ставит своей задачей завершение структурной реформы в целях полного обеспечения потребности экономики в железнодорожных перевозках, снижения доли их издержек в себестоимости национальных товаров, а также модернизации железнодорожных транспортных систем в целях повышения их производительности.

11.Одним из направлений в области транспортной и экономической безопасности России остается целенаправленная работа по повышению уровня обеспеченности российского внешнеторгового грузооборота собственными портовыми мощностями.

12. Учитывая огромную социальную значимость для России авиационного транспорта, партия будет стремиться создавать правовые условия для переоснащения национальных авиационных компаний современной авиационной техникой, а так же ускоренного развития отечественного рынка авиаперевозок, материальной основой которого должны стать новейшие разработки российского авиапрома.

13. Одной из важнейших задач мы видим в создании доступного для российских потребителей рынка транспортных средств, в том числе в мотивировании создания лизинговых компаний на инструментах частно-государственного партнерства, в предоставлении государственной правовой и финансовой поддержки в сферах лизинга транспортных средств нового поколения.

14. Принимая во внимание, что автомобильный транспорт является одним из основных в кооперационных и торговых товарных потоках, как на уровне федерации, так и регионов, партия будет всемерно содействовать в создании такой транспортной инфраструктуры и логистических технологий, при которых частные владельцы автотранспорта смогут значительно повысить производительность и доходность в использовании автотранспортных средств.

15. Учитывая, что основными рыночными структурами в организации товарных цепей с минимальными издержками для грузовладельцев и высокой производительностью для транспортных систем являются региональные, национальные и транснациональные экспедиторские системы мотивировать завершение создания необходимой законодательно-праввовой базы, а так же разработку соответствующе подпрограммы в Федеральной целевой программы Модернизации транспортных систем России (2002-2010 годы)

Сегодня внутренний спрос растет, и пора развивать российский транспорт, в большей степени учитывая внутренние потребности.

Это не означает, что нужно отказаться от развития колоссальных транзитных возможностей России, которые также сегодня не реализуются в полной мере:

грузопотоки обходят страну, так как пропускная способность наших дорог, их качество, другие характеристики не соответствуют международным стандартам;

российские транспортные предприятия, работающие в сфере транзита, выдвигают такие условия, что иностранные заказчики предпочитают пользоваться услугами нероссийских компаний.

Для разработки стратегии России нужен транспортный баланс.

В свою очередь, для формирования транспортного баланса требуется статистика, основанная на технико-экономических измерителях "транспортного продукта" (имеющаяся статистика неудовлетворительна): "транспортный продукт" должен включать доставку заявленного количества груза от места до места и в заявленный срок, а мы продаем только "кузов";

сегодня коэффициент использования грузоподъемности и коэффициент использования пробега (два важнейших технико-экономических измерителя) недопустимо низки, необходимо поднять их, по крайней мере, до 80 %.

Таким образом, одной из базовых целей, на которых должны быть сосредоточены усилия государства в сфере развития транспорта в среднесрочной перспективе, является:

Для достижения этой цели необходимо:

1) в 2,5 раза повысить производительность транспортной системы, ее фондоотдачу (т.е., хотя бы приблизиться к уровню 1990 года);

2) снизить кредитование товаров в пути (в США норматив скорости перемещения товара составляет 1400 км в сутки, в России 300 км в сутки);

3) снизить кредитование товаров на складах (товар не должен "простаивать" на логистических центрах).

Необходимо также иметь в виду, что, увеличивая производительность транспортных систем, мы сможем приблизиться к решению и ряда других проблем, в частности, проблем экологии, смертности на дорогах, т.е. добиться не только экономического, но и социального эффекта.

1. МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ

1.1. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ФЛОТА

К настоящему моменту в России осталось лишь 30 % малотоннажного (среднетоннажного) флота, имевшегося в СССР. Собственного пассажирского морского флота сегодня в России практически нет. Лишь 4 % российского внешнеторгового оборота в сфере морских перевозок обеспечены флотом под российским флагом, остальные 96 % суда, ходящие под чужим флагом т.е. мы кормим чужой флот, чужие страны и ежегодно теряем на этом 5,5 млрд. долл. (из них 1,5 млрд. долл. могли бы собираться через налоги в бюджет).

За последние 7-9 лет Россия построила флота на 7,5 млрд. долл., и практически весь этот новейший, "молодой" флот не наш, поскольку ходит под чужим флагом, а значит и не платит здесь налоги. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием РОССИЙСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО РЕЕСТРА СУДОВ" (принят Государственной Думой 23.11.2005 г., подписан Президентом 20.12.2005 г.), направлен на то, чтобы изменить эту ситуацию, привлечь под российский флаг морские суда, возродить российский коммерческий флот. Однако, для его реализации необходим ряд подзаконных актов, которые Правительство пока не разработало нужно ускорить эту работу.

1.2. БЕРЕГОВАЯ БАЗА

Мы не полностью обеспечены портовыми мощностями, хотя они развиваются достаточно активно. 75-80 % грузов, предназначенных для России, идут через наши порты (остальное через порты Прибалтики, Украины).

России необходимо повысить производительность портов. При этом, наряду с развитием существующих, необходимо строительство новых портовых мощностей. Для этого должна проводиться ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ПОРТОВЫХ МОЩНОСТЕЙ (независимо от формы собственности). И опираться такая политика должна на законы прямого действия.

2. РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ

Внутри России есть более 100 тысяч км водных путей, а по ним перевозится лишь 4 % от общего объема грузов (водные пути одной только Волги сопоставимы с водными путями всей Европы). При этом потенциал речного транспорта очень высок: используя одинаковое количество топлива, по реке можно перевезти в 1,5 раза больше грузов, чем по железной дороге и в 2 раза больше, чем автотранспортом.

В настоящее время большинство рек стало некруглосуточного пользования, поскольку нет системы навигации. Кроме того, суда грузятся лишь на 50-70 % (т.е. выше ватерлинии), так как не поддерживаются габариты фарватеров.

Одна из основных проблем, требующих решения: СОДЕРЖАНИЕ ГЛУБОКОВОДНЫХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ, обеспечивающее судоходство.

Необходимо в два раза увеличить ежегодные расходы на содержание речных водных путей (с 2,5 млрд. руб. до 5 млрд. руб.). Таких ассигнований хватит, чтобы примерно за пять лет исправить ситуацию. Восстановление судоходных габаритов внутренних водных путей значительно повысит производительность речного флота (позволит принять дополнительно 0,5 млрд. тонн грузов). Вторая проблема: СТАРЕНИЕ РЕЧНОГО ФЛОТА. Речной флот практически не обновляется.

Необходимо развитие механизмов частно-государственного партнерства, создание лизинговых компаний, увеличение сроков возврата кредитов (период окупаемости речного судна составляет 15 лет, а на такой срок кредиты сегодня не дают).

ЦСКП; 31.08.06