18.10.19

Развитие тульского экспорта выгодно всем

Основная цель национального проекта «Международная кооперация и экспорт» — помочь предприятиям Тульской области расширить их возможности для выхода на международные рынки. О том, почему это важно не только для бизнеса, но и для каждого жителя нашего региона, нам рассказал заместитель председателя правительства — министр экономического развития Тульской области Григорий Лаврухин.

Ключевой показатель нацпроекта — объем экспорта в валюте. По итогам 2018 года он составил около 3,5 млрд долларов США. И главная задача нацпроекта — удвоить этот показатель и добиться его дальнейшего устойчивого роста.

Сегодня в Тульской области насчитывается более 200 компаний-экспортеров. К 2024 году их количество предстоит как минимум удвоить. Причем речь идет не только об экспортном ориентировании крупных промышленных предприятий, но и о привлечении к этой работе малого и среднего бизнеса.

Григорий Лаврухин:

— Мы должны помочь компаниям, которые пока не работают за пределами России, выйти на экспорт. И здесь ведется большая адресная работа с каждым предприятием.

Эту работу можно разделить на несколько этапов. Российский экспортный центр и Центр поддержки экспорта Тульской области подготовили большой объем аналитических материалов, который позволяет изучить конкретные рынки конкретных стран для конкретных предприятий.

После предварительного анализа необходимо оценить конкурентоспособность данной продукции в выбранной стране. Например, Китай охотно покупает в России кондитерские изделия. Тульская область может предложить уникальный продукт — белёвскую пастилу. Но для того, чтобы она не затерялась на прилавках, её нужно грамотно представить. Подобрать привычную для местных покупателей фасовку, красивую и заметную упаковку, определить наиболее выгодные места продаж. А для этого необходимо провести маркетинговые исследования. И вот здесь Центр поддержки экспорта помогает компаниям консультационно, а также берет на себя часть расходов.

— Следующий этап — сертификация и защита торговой марки,— рассказывает Григорий Лаврухин.— Здесь мы также полностью консультируем компании: объясняем, какие документы необходимы, осуществляем юридическое сопровождение, помогаем с переводом сайтов.

Помощь от регионального правительства тульские предприятия получают и в дальнейшем продвижении за рубежом. Центр поддержки экспорта организует бизнес-миссии, в рамках которых наши компании могут через российское торгпредство в интересующей их стране провести переговоры о сотрудничестве с потенциальными покупателями. В мае 2019 года, например, была реализована бизнес-миссия в Белоруссии, а в октябре состоялась поездка представителей предприятий региона во главе с губернатором Тульской области А. Г. Дюминым в Китай.

До конца 2019 года планируется организация бизнес-миссий в Германию, Индию и Иран.

Григорий Лаврухин:

— Наша задача здесь — правильно скоммуницировать стороны и дать возможность провести эти переговоры на качественном уровне. С качественной юридической, лингвистической, административной поддержкой.

Также благодаря государственной поддержке компаниям проще участвовать в специализированных выставках. Сегодня это наиболее востребованная услуга. Когда производитель представляет свою продукцию на стенде в определённой стране, больше шансов, что эту продукцию заметят. И, если она интересна для данного рынка, возможность заключения экспортного контракта возрастает в разы. В 2019 году предприятия региона уже приняли участие в 7 выставках за рубежом, до конца года запланировано еще 10. За первые 9 месяцев 2019 года заключено более 70 экспортных контрактов.

В целом сегодня региональный Центр поддержки экспорта оказывает 20 услуг. Все они — бесплатны, в том числе консультирование, обучение и переквалификация сотрудников предприятий.

Григорий Лаврухин:

— Мы понимаем, что к выходу на зарубежные рынки должно быть готово сознание не только руководителя или акционера, но и его специалистов, его маркетинговой службы, которая отвечает за продвижение товара на новые рынки. И сегодня мы организуем целый блок образовательных мероприятий по вопросам таможенного регулирования, преодоления существующих барьеров, даем людям новые знания и компетенции.

Нацпроект «Международная кооперация и экспорт» затрагивает не только сферу бизнеса и производства. Вполне ощутимую пользу от него получает каждый житель Тульской области.

Компании, участвующие в нацпроекте, с помощью дополнительной финансовой, административной и образовательной поддержки открывают новые рынки, расширяя собственные возможности, что положительно скажется на зарплате сотрудников рынков. Плюс дополнительные рабочие места, рост отчислений в бюджет, 75% которого распределяется на социальные нужды — строительство новых школ и детских садов, совершенствование инфраструктуры. А это выгодно уже всем жителям региона.

Надежда ГРАЧЁВА, ООО «Традиции эмали»:

— Мы только планируем выходить на международный рынок. В Тульский центр поддержки экспорта обратились за помощью. В кратчайшие сроки получили ответы на вопросы, а благодаря проводимому ЦПЭ

обучению экспортной деятельности — исчерпывающую информацию о документальном сопровождении экспортной деятельности, логистических возможностях, выходе на торговые онлайн-площадки. Это сотрудничество помогло понять порядок дальнейших действий.

Организуемые Центром поддержки экспорта конференции дают понимание актуальных изменений в законодательстве РФ, рисках, с которыми можно столкнуться, об особенностях того или иного национального рынка и многое другое. Центр также содействует в подборе возможных партнеров, которые смогут оказать поддержку в выходе на экспорт. Еще это отличная площадка для обмена информацией, опытом. На такие мероприятия приглашают компании, которые уже проложили свой путь на международный рынок, а также представителей банков, Российского экспортного центра, Тульской торгово-промышленной палаты.

Наша компания занимается эмалированной посудой. Товар специфический, но пользующийся спросом. Мы нацелены на рынок Китая, в том числе на площадки для онлайн-торговли. Нам дали возможность представить свою продукцию на выставке в Китае в рамках экспозиции Тульской области, помогли выйти на компании, оказывающие услуги по выходу на экспорт.

Милена ГУБЕНКО, «Тульская ягодная компания»:

— Мы только начинаем движение в сторону экспорта. Естественно, я обратилась за помощью в Центр. Здесь масса возможностей — от получения первичных рекомендаций до консультирования в конкретных случаях. Понравилась продуманность и системность подхода: сразу после обращения проходишь тест, потом слушаешь лекцию, далее — снова тестирование и доступ к так называемой «рабочей тетради» (своду методических рекомендаций). Таким образом, уже на входе отсеиваются всякие «мечтатели». Работать здесь будут совершенно бесплатно, но только с людьми, которые четко определились с тем, чего они хотят, и ориентированы на конкретный результат.

Нашу компанию многие знают как производителя малины, ежевики и продуктов из них. Сейчас будем ставить линию по производству ягодного соуса. Вот он вполне может быть предметом экспорта.

Валерий КУРБАКОВ, компания «Стратегия»:

— Мы занимаемся правовым консалтингом, в том числе оказываем услуги компаниям-экспортерам. Конечно, сотрудничаем с Российским экспортным центром и Центром поддержки экспорта Тульской области. Могу сказать, что такой Центр — отличная площадка как для начинающих экспортеров, так и для компаний с опытом работы на мировом рынке, собирающихся осваивать, например, новое направление.

Здесь помогут определиться с ценовой политикой, ознакомят с таможенным, налоговым законодательством, особенностями рынка той или иной страны. Возможна серьезная поддержка в поиске надежного партнера, при проведении переговоров, презентации продукта на международных выставках и форумах.

Такая поддержка нужна всем новичкам, но особенно важна она для малых и средних предприятий, для начинающих предпринимателей, ведь консалтинг в сфере международной торговли или кооперации — штука недешевая. Именно такая помощь будет содействовать развитию несырьевого экспорта российской продукции.

Молодой коммунар