13.12.07

Развивать инфраструктуру

Органы федеральной исполнительной власти обязаны повысить эффективность международных автоперевозок. Практика последних десяти лет показала, что как только автомобильный транспорт начинает работать в свободном режиме, он может быстро развиваться, довозить груз быстро, эффективно, качественно и без потерь. Но есть одна проблема, которую федеральные органы не могут разрешить – это своевременно пропустить товары через границу.

В Российской Федерации насчитывается 190 автомобильных пунктов пропуска. Из них почти 80 или 90 – это те, где проходит 10 автомобилей в сутки. Мы считаем, что все силы контролирующих органов должны уйти на пункты пропуска, испытывающие наибольшую нагрузку. На Торфяновке с сегодняшней технологией, с сегодняшним взаимодействием между федеральными органами исполнительной власти мы можем принимать не 700 – 800 автомобилей в сутки, а более тысячи. Через северо-западные и западные пункты пропуска проходит 35% объемов перевозок. Поэтому мы должны определить единую технологическую цепочку, которая позволит контролирующим органам работать в едином звене. Необходимо межведомственное программное обеспечение, которое позволит нам видеть, откуда приходит груз, куда он идет и где он должен проходить таможенное оформление. И мы считаем, что при составлении деклараций надо осуществлять полный досмотр груза там, откуда он ушел. Чтобы на пунктах пропуска мы меньше тратили времени на то, чтобы определять достоверность сведений. В 2006 году из 600 рейсов одной фирмы было проверено более 120. Нарушений не было никаких, затраты на досмотр составили более 2 млн руб., эффективность – нулевая. Поэтому мы считаем, что на тех пунктах пропуска, через которые идут большие транспортные потоки, должны стоять досмотровые комплексы, чтобы ускорить прохождение границы. 2006 год показал, что среднее время простоя на северо-западной и западной границах России составило 20 часов.

Сегодня дорожное полотно, прилегающее к пунктам пропуска, не соответствует необходимым требованиям. Но в настоящее время мы заканчиваем реконструкцию МАПП Советск и Чернышевское на российско-литовской границе, окончательно определили параметры реконструкции подъездов к пунктам пропуска со стороны Финляндии и в 2008 году реконструируем эту дорогу. Мы готовы сегодня создавать площадки для отстоя транспортных средств. Но все это требует времени, которое выливается в увеличение транспортной составляющей в цене товара. Сегодня в России транспортная составляющая в цене товара в два раза больше, чем в европейских странах. Наши автомобили в сутки проходят расстояние примерно в 400 км, тогда как европейские грузовики за это же время проезжают почти вдвое больше километров – 700.

Надо работать с грузоотправителем и грузополучателем, которые сегодня диктуют, как ехать перевозчику. Мы можем сократить время доставки грузов. Я думаю, что нам надо прийти – и чем быстрее, тем лучше – к электронному декларированию. Мы должны работать на опережение, видеть груз на подходе и заранее принимать решение, какие меры принимать: полный или частичный досмотр. Мы считаем, что уже только смена технологических процессов проверки, без реконструкции пунктов пропуска, может разрешить проблему простоев. Но инфраструктуру также нужно сегодня развивать. В программе развития автомобильной отрасли на 2010 – 2015 годы мы ставим вопрос, чтобы все подъезды к пунктам пропуска имели не менее 3 полос: для пассажирского транспорта, легкового и грузового. Необходимо разделять транспортные потоки.

Что касается развития железнодорожных перевозок как альтернативы автомобильному транспорту, то мы провели эксперимент – сознательно у коллег в Финляндии не брали разрешения на автомобильные перевозки на целый год, а только на полгода. Мы дали зелёную улицу железнодорожным перевозчикам, чтобы грузы переориентировать из Финляндии на наши российские порты. В итоге российские автомобильные перевозчики потеряли более 12 – 13% рынка, при этом все равно объёмы автомобильных перевозок выросли, но за счёт представителей других стран. Это говорит о том, что автомобильная перевозка более эффективна, её нужно развивать в тех направлениях, которые нам нужны.

Мы с Федеральной таможенной службой на протяжении трёх лет проводили анализ грузовых перевозок по всем видам транспорта и решали вопросы, связанные с тем, чтобы грузы переходили с автомобильного на железнодорожный транспорт. Но автомобильный транспорт показывает большую эффективность, потому что работает «от двери до двери» без промежуточных звеньев.

"Гудок" ; 13.12.2007