07.06.05

Реализация ряда транспортных проектов по-прежнему пробуксовывает. Часть 1

На итоговой коллегии Минтранса РФ рапортовали о завершении структурной реформы. Однако пока предприниматели не заметили особых перемен: реализация ряда проектов, указанных в Федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)", по-прежнему пробуксовывает...

В 2004 г. программу модернизации транспортной отрасли в очередной раз откорректировали под предлогом того, что "изменились требования и тенденции в развитии транспортного комплекса и экономики страны". Причем в Минтрансе России обещали перейти к "принципам бюджетного планирования, ориентированным на программно-целевые показатели и конкретный измеряемый результат". Ведь именно в этом и состояла основная цель реформы. Считается, что эта реформа продвигается успешно: опыт управления бюджетированием Минтранса РФ недавно одобрили в Минэкономразвития РФ и в правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов.

Впрочем, результатами удовлетворены чиновники, но не участники рынка грузоперевозок, которые полагают, как свидетельствуют выборочные опросы, что новое руководство отрасли откровенно консервирует существовавший ранее уровень бюджетного финансирования программ развития. И более того: стремится переложить ответственность на предпринимателей и подрядные организации. Например, в Минтрансе РФ пришли к выводу, что дорожники не способны освоить больше средств, чем им выделяют. Дескать, в 2004 г. они выбрали только 96,9% выделенных лимитов.

Упрек адресовался, в частности, строителям кольцевой автодороги вокруг Петербурга. При этом ни для кого не было секретом, что подрядчиков вновь вынудили одно время работать за счет собственных оборотных средств. Но ведь так не могло продолжаться долго. Подрядчиков притормозила не нехватка техники, персонала или комплектующих, а сам порядок финансирования работ, регламентированный государством. Бюджетные средства вроде выделяли, но путь, по которому они шли к исполнителям, оказывался слишком тернистым. Но кого волнуют такие детали? В Минтрансе РФ утверждают, что сумели сосредоточиться на ключевых проектах и не распылять средства на множество программ. Однако посмотрим, опять-таки на примере дорожной отрасли, к каким практическим результатам это привело.

В 2004 г. дорожники ввели в строй и реконструировали 474 км федеральной сети автомагистралей. Для сравнения: в 2000-м было построено и реконструировано 955 км дорог - вдвое больше! А сколько выделили средств на 2005 г.? В сопоставимых с предыдущим периодом ценах подрядчики могут рассчитывать на объем заказов меньший, чем в 2004 г. В прошлые годы они уже были вынуждены сокращать персонал, чтобы привести его в соответствие с реальным финансированием. Или урезать инвестиционные программы по обновлению парка оборудования. Очевидно, подобная практика повторится и в 2005-м. Как увязать эту тенденцию с растущими грузопотоками в стране? Ведь если дороги не приводить в порядок, они разрушатся.

Недавно руководство Минтранса РФ нашло выход: оно заявило о намерении меньше строить, а сэкономленные средства перераспределить на содержание и ремонт существующих магистралей. Специалистов такое заявление повергло в шок: ведь тем самым в министерстве наступают на старые грабли, по сути возвращаясь к идеологии ямочного ремонта. Уже был период, когда дорожников принуждали заливать асфальтом ямы и трещины. Но ремонт, при котором не укрепляли основу дорог, превращался в итоге в сизифов труд: трещины и ямы появлялись вновь. Дорожники должны использовать современные технологии, позволяющие дать гарантию, как минимум, на 7 лет безремонтной эксплуатации дорог. Многие организации готовы выполнять подряды с таким качеством. Но, для того чтобы привести сеть федеральных трасс в соответствие с современными стандартами, потребуется дополнительно сумма, равная одной пятой накопленного в РФ Стабилизационного фонда.

Экономика и время