07.06.05

Реализация ряда транспортных проектов по-прежнему пробуксовывает. Часть 2

Правда, в Минтрансе РФ при корректировке федерального бюджета 2005 г. с подачи Росавтодора попытались внести предложение добавить на нужды дорожной отрасли 16,2 млрд. руб., из которых 6 млрд. руб. выделить на строительство и реконструкцию федеральных автодорог и 7,2 млрд. руб. - на субсидии субъектам РФ на строительство и реконструкцию магистралей общего пользования. Но никто особо не настаивал на том, чтобы это предложение было принято.

В результате восторжествовала иная логика: дорожники со своими проблемами могут подождать. Сейчас нужно завершить строительство КАД, на очереди - вопрос о сооружении новой скоростной трассы между Петербургом и Москвой. Значит, нужно отжать из отрасли побольше средств на эти цели. Ведь выделяли же в 2000-2004 гг. на обустройство федеральных автодорог только 10-17% от необходимого объема инвестиций, и дорожники как-то выкрутились. Потерпят и сейчас. К тому же чрезмерная господдержка способна перечеркнуть главное - принцип всемерного поощрения конкурентной среды. Потому дорожникам даже полезно умерить аппетиты.

Тезис о пользе свободной конкуренции по отношению к транспортной отрасли не вполне стыкуется с другими госпрограммами. В частности, с концепцией обеспечения национальной безопасности страны. Ведь в нынешней нестабильной политической ситуации поставлена задача укреплять инфраструктуру российских морских портов. Казалось бы, ее должны подкрепить соответствующими бюджетными средствами. Эту идею в Минтрансе РФ пытаются реализовать в виде проектов государственно-частного партнерства. Причем увильнуть от участия в подобных схемах крупным операторам становится все сложнее: ведь государство теперь претендует на роль координатора проектов и гаранта обеспечения добросовестной конкуренции всех участников рынка грузоперевозок. От такой трактовки уже попахивает законом джунглей. В связи с этим вспоминается случай в Большом порту Санкт-Петербург. Сейчас в его акватории работают две лоцманские службы - государственная и частная, которые конкурируют между собой. В конце марта катер лоцманов-частников зажало во льдах.

В таких случаях портовые власти обычно сразу же спешат на помощь. Но ледокол, который мог обколоть лед вдоль бортов терпящего бедствие катера, на этот раз медлил. Катер конкурентов не стали выручать до получения гарантий оплаты спасательных работ. Пока улаживали формальности, катер затонул... Пример показывает, как опасно спорить или конкурировать с госструктурами. Участники рынка вынуждены принимать правила игры, написанные чиновниками в Москве. А те, кто не вписывается в эти рамки, как показывает практика, просто вылетают из бизнеса. Однако молчание не означает согласия.

Предприниматели считают, что сейчас многие проблемы вызваны тем, что за год реформ в Минтрансе РФ так и не сумели определить систему инвестиционных приоритетов, не появилась понятная методика формирования ведомственных целевых программ, они не скоординированы между собой и не увязаны с проектами развития других отраслей, отсутствуют механизмы мониторинга результатов.

Экономика и время