23.07.13

Реальная декларация в виртуальном пространстве

Корреспондент «ВМ» побывал в Центре электронного декларирования при Шереметьево и выяснил, как с помощью Интернета оформить документ, разрешающий перемещение груза через границу.

Очевидно, что самый быстрый способ перемещения грузов – по воздуху, на самолетах. Это единственный вид транспорта, который преодолевает огромные расстояния, в несколько тысяч километров, за считанные часы. Правда, при авиаперевозке, впрочем, как и при любой другой, перед тем как отправить или получить груз, его необходимо задекларировать. Во-первых, сотрудники таможни должны удостовериться, что вы не пытаетесь перевезти через границу запрещенные предметы или товары. А, во-вторых, перемещение любого груза, будь то сувенирка из Китая или партия газонокосилок из Германии, облагается госпошлиной.

Итак, чтобы оформить декларацию на свой груз, надо по списку на восемь листов собрать увесистый пакет документов, прийти в таможню аэропорта, которая, естественно, находится вне черты города, отстоять длинную очередь... Стоп! Так было два-три года назад. Сейчас этот сложный процесс существенно упрощен. Дело в том, что в российских аэропортах по приказу Федеральной таможенной службы были созданы специальные таможенные посты – Центры электронного декларирования (ЦЭД). Теперь оформить свой груз можно не покидая рабочий кабинет, через Интернет.

Первый авиационный Центр электронного декларирования был создан на базе Шереметьевской таможни 15 ноября 2012 года. К слову, с 11 января 2014 года оформление деклараций будет полностью цифровым. У Шереметьевской таможни есть все предпосылки занять в этом направлении ведущие позиции. Центр электронного декларирования в Шереметьево появился чуть меньше года назад, но уже сейчас только за месяц выпускает более 3000 готовых деклараций.

- У нас работают только самые опытные сотрудники таможни, которые совершают все операции в одно окно: от этапа регистрации до этапа выпуска документа, - скромно заметила начальник Центра электронного декларирования Елена Мелехова, приглашая нас заглянуть в операционный зал таможенного поста.

Через дверь с непрозрачным стеклом попадаем в длинный кабинет, этакий open space. В нем легко умещается порядка двадцати рабочих столов и, как минимум, в два раза больше стульев. Вся мебель расставлена по периметру, так что посередине остается достаточно много свободного места. Расширяют пространство две оконных «стены», прозрачные стекла которых делают зал светлым и безграничным. Всю эту воздушную конструкцию удерживает на земле большая квадратная колонна, украшенная портретами президента и премьер-министра нашей страны. Она же визуально делит помещение на две половины. Рядом с колонной примостился принтер, сканер и факс в одном приборе.

- Мы сюда недавно переехали. Всего несколько дней назад подключили последний компьютер: ремонт был, - не без удовольствия пояснил сменный замначальника таможенного поста Олег Решетов и придвинул поближе к монитору горшок с раскидистым цветком. Точно такой же стоит на соседнем столе, похожий – на подоконнике.

По сути, этот кабинет и есть Центр электронного декларирования. Именно здесь на удобных креслах за новыми быстрыми компьютерами сидят специалисты, которые каждый день принимают и выпускают декларации.

Сотрудники операционного зала с серьезными лицами смотрят в мониторы. Кто-то продолжает вести вчерашние дела, а кому-то уже пришло уведомление о поступлении новой декларации, ее надо принять и зарегистрировать. В кабинете стоит рабочая тишины. Лишь время от времени слышно, как принтер жужжит или гудят взлетающие самолеты.

- Не мешает? – отвлекаю от работы старшего таможенного инспектора Елену Барковскую.

- Если вы о самолетах, уже давно привыкли. А если о том, что все в одной комнате сидим, то также нет. Скорее наоборот. Есть возможность оперативно решить абсолютно любой вопрос. Коллеги всегда придут на помощь, - не отводя взгляд от монитора, ответила мне Елена.

На регистрацию поступившей декларации отводится строго два часа. За это время инспектор проверяет все ли заполнены графы документа, есть ли электронная подпись, которую, кстати, может поставить только уполномоченное на это лицо, а также оплачены ли необходимые таможенные сборы. Если все в порядке, документ отправляется на дальнейшую обработку. По закону, у Центра электронного декларирования есть два дня. Хотя на практике таможенный пост нередко справляется быстрее.

- Вы знаете, мы в Шереметьевском ЦЭДе больше 1200 деклараций в месяц оформляем, - начал с ходу менеджер терминала «DHL-express в Шереметьево», Александр Пронин. – И могу сказать, что очень много деклараций выпускается в день подачи. Уверен, что скоро мы будем оперировать часами.

Однако не все зависит от таможни. Бывают случаи, когда ЦЭД намеренно продлевает сроки выпуска декларации. Причины, замедляющие процесс, естественно, обосновываются.

- У нас есть кодекс. На его основании мы и действуем, - Елена Мелехова подошла к шкафу с «кофейными» створками и взяла с полки небольшую книгу, обложка которой раскрашена в российский триколор. – Вместе с декларациями к нам направляют пакет документов, опять же в электронном виде. И это не только какие-то уставные бумаги, но и сопроводительные, на тот или иной товар. Иногда в процессе проверки данных мы понимаем, что каких-то дополнительных документов не хватает, и тогда, чтобы не отказывать в выпуске декларации, мы делаем запрос на предоставление нам недостающих бумаг. Соответственно, само оформление таможенного документа удлиняется.

Ещё одна распространенная причина продления сроков, по словам руководителя ЦЭДа, - фактический контроль товаров в форме таможенного досмотра или осмотра. Он назначается только в случае необходимости, выявленной специальной программой. Максимальный срок, на который таможенный пост может продлить выпуск декларации, – 10 дней. При этом грузополучатель получает электронное уведомление. Вот в чем преимущество общения через Интернет: в быстром взаимообмене информацией.

- Все просто и понятно. Приходит электронное уведомление, в котором четко прописано, какие документы нужны. И у наших клиентов есть возможность в кратчайшие сроки их собрать и предоставить, - подчеркнула руководитель отдела таможенных операций «DHL-express в России» Оксана Шпитальникова.

Решение всех вопросов через Интернет, по мнению обеих сторон (подающей декларацию и принимающей), помогает не только существенно сократить время на оформление документа, но и практически полностью исключить человеческий фактор. Ни одна бумага не потеряется по дороге, его не оставят на столе или в папке, забытой в автобусе вместе с зонтом. А таможенный инспектор не будет просто так тянуть время и из вредности запрашивать документы, которые, по сути, не нужны. Как отмечают представители «DHL-express», всегда можно просмотреть цепочку сообщений и, тем самым, удостовериться, что все происходит в соответствии с законом.

Шереметьевский Центр электронного декларирования работает без выходных и праздников с девяти утра до девяти вечера. При этом, если таможенный пост не укладывается в сроки, прописанные кодексом, рабочий день может быть продлен. Как правило, так происходит, когда поступают срочные или скоропортящиеся грузы.

- Если будет такая необходимость, наш ЦЭД перейдет на круглосуточный режим работы, - абсолютно серьезно сказала руководитель поста Елена Мелехова. И в ее словах не было ни капли хвастовства.

Подать электронное заявление в ЦЭД аэропорта «Шереметьево» можно из любой точки не то, что Москвы и Подмосковья, а всей страны. Таможенный пост декларирует любые грузы, кроме драгоценных металлов и камней, а также тех предметов, что запрещены к ввозу или вывозу правилами Таможенного союза.

Крупные фирмы и частные предприниматели уже давно оценили преимущества электронного декларирования. Фактически, в аэропорт надо приходить только один раз, чтобы забрать или отправить груз. С собой никакого подтверждающего документа приносить не нужно. Электронная декларация размещается в общей базе таможенных постов, контролирующих перемещение грузов внутри «Шереметьево».

Вечерняя Москва