03.06.10

Реформа рискует сделать работу Петербуржской таможни неэффективной

Последние полтора года количество постов крупнейшей в регионе Санкт-Петербургской таможни может сократиться втрое, а количество постов Балтийской таможни может, наоборот, увеличиться. Первый этап этой реформы - ликвидация Выборгского и Пискаревского таможенных постов - привел пока к хаосу оформления автомобильных грузов и к потере примерно 30 процентов грузопотоков, с подробностями корреспондент The Morning News.

Последствием закрытия Выборгского и Пискаревского постов Санкт-Петербургской таможни (СПТ) произошло сокращение около 30 процентов грузопотоков. Которые ушли в таможни Центрального федерального округа, прежде всего, в недавно построенные на Ленинградском шоссе в Подмосковье новые таможенные терминалы. Оставшиеся грузопотоки внутри регионального таможенного пространства распределились, так 10 процентов ушли в другие подведомственные Северо-Западному таможенному управлению таможни, а 60 процентов растаможиваются теперь на не ликвидированных пока еще постах СПТ.

Эта реформа затеяна главой Федеральной таможенной службы Андреем Бельяниновым и ориентирована как сообщают специалисты, на поддержку бизнеса депутата Государственной Думы Виталия Южилина, с чьими интересами связывают ЗАО «Логистика Терминал», аффилированное с Национальной контейнерной компанией (НКК). На базе «Логистики» располагается открытый Пушкинский таможенный пост Балтийской таможни, который крайне подозрительным, с точки зрения таможенного сообщества, образом попал под действие приказа № 1691, подписанного все тем же главой ФТС Андреем Бельяниновым. В то же время «Логистика Терминал» оборудован для работы с морскими контейнерами, поступающими железной дорогой из порта, и совершенно не предназначен для обработки контейнеров, которые привозят грузовики.А приказ № 1691 фактически отменяет внутритаможенный транзит - перемещение грузов от одной таможни к другой без таможенного оформления.

Разрешается перемещение не оформленных в таможенном отношении грузов только между разными постами одной таможни. Интересно то,что у Балтийской таможни до недавнего времени не было таможенных постов, которые располагали бы достаточными возможностями для удобного оформления большого количества контейнерных грузов. Это было связано с объективным обстоятельством: посты Балтийской таможни располагались на территории петербургского Морского порта.

Терминал же «Логистики» оказался первым терминалом, расположенным на приличном удалении от порта, а потому имеющим большую территорию, но при этом разместившим у себя таможенный пост Балтийской таможни. Таким образом, грузы, которые сегодня в режиме внутритаможенного транзита направляются из Морского порта в другие таможни для оформления, с момента начала действия приказа № 1691 должны будут оформляться на Пушкинском таможенном посту - то есть, в «Логистике Терминал».

Пушкинский таможенный пост сохранит правомочия по таможенному оформлению всех категорий товаров, перемещаемых всеми видами транспорта. Заводам решением Федеральной таможенной службы разрешено создавать на их территориях собственные отделы таможенного оформления. (Подобный таможенный пост «Автомобильный завод» Санкт-Петербургской таможни действует на заводе «Форд компании» более пяти лет).Однако представители компаний отметили, что подобное предложение требует тщательной проработки и может быть реализовано только в ближайшей перспективе. Поэтому вопрос о размещении ОТО и ТК на территориях автосборочных предприятий, расположенных в Санкт-Петербурге и области, целесообразно рассматривать только в том случае, если инициатива будет исходить от самих автопроизводителей.

В структуру СПТ сегодня входят 12 таможенных постов, два из которых, Выборгский и Пискаревский, уже ликвидированы, а еще 6 предполагается ликвидировать или передать другим таможням до 2012 года - это Гатчинский, Юго-Западный, Киришский, Приозерский, Красносельский и Южный таможенные посты. А утраченные функции таможенного оформления грузов могут перейти в приграничные Выборгскую, Псковскую и Себежскую таможни. В результате одна из крупнейших в стране Санкт-Петербургская таможня станет совсем маленькой - в ней останутся всего 4 поста: Василеостровский, Шушарский, Волховский и Автомобильный завод. В Федеральной таможенной службе рассматривается возможность ликвидации лишь одного из семи существующих постов Балтийской таможни - Ломоносовского. При этом до наступления 2011 года в Балтийской таможне предполагается создать аж 3 новых таможенных поста: Янинского на базе ООО «Логистический парк Янино», Угольная гавань на базе ФГУП «Росморпорт» и Пассажирский на территории Пассажирского порта. Напомним, новый Пушкинский таможенный пост Балтийской таможни открылся около месяца назад на базе ЗАО «Логистика Терминал».

Планируется, что после реформы региональной таможни в Петербурге останется только два специализированных таможенных поста. Это будет автомобильный пост в Шушарах и Василеостровский пост на территории «Ленэкспо». Как сообщил начальник СЗТУ Назип Галикеев, в черте города останется только Василеостровский пост («Ленэкспо») для оформления выставочных экспонатов и оборудования и Автомобильный пост (терминал НКК в Шушарах) для оформления автокомплектующих для заводов Nissan, Toyota, General Motors. Остальные грузы, идущие в Петербург, по его словам, будут оформляться через Балтийскую таможню.

The Morning News; 03.06.10