17.10.08

Рецепт от простоев

Вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июня 2008 года № 907-Р, где дан исчерпывающий перечень видов хозяйственной деятельности, которая может осуществляться в пунктах пропуска через государственную границу.

В этот перечень не вошли услуги таможенных брокеров, которыми могли воспользоваться на границе представители транспортных компаний, например, водители автотранспортных средств, для заполнения электронной копии транзитной декларации. Вследствие этого, а также для сокращения времени проведения таможенных операций в пунктах пропуска ФТС России предлагает участникам внешнеэкономической деятельности воспользоваться возможностью предварительного информирования, чтобы в первую очередь избежать простоев в пункте пропуска. О сути технологии, ее преимуществах и перспективах рассказывает первый заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля (ГУОТОиТК) Сергей АЛЕКСЕЕВ.

– В соответствии с таможенным законодательством по прибытии в пункт пропуска водитель обязан подать уведомление о прибытии. Для получения разрешения на внутренний таможенный транзит по стране он должен представить необходимые документы и сведения, в частности, заполненную транзитную декларацию. В целях экономии времени представитель транспортной компании, а это, как правило, водитель автотранспортного средства, для заполнения транзитной декларации в пункте пропуска пользуется услугами таможенного брокера. Заполненная «транзитка» представляется таможенному органу и вводится таможенным инспектором в электронную автоматизированную систему контроля за таможенным транзитом в форме ее электронной копии. После этого становится возможна доставка груза во внутренний таможенный орган для его таможенной очистки.

Таможенный брокер, заполняя транзитную декларацию, автоматически формирует и ее электронную копию. Таким образом, при наличии электронной копии транзитной декларации ее ввод в электронную автоматизированную систему контроля за таможенным транзитом происходит автоматически, а при ее отсутствии таможенный инспектор осуществляет эту операцию вручную. Электронную копию транзитной декларации может набирать и сам таможенник, что оговорено Таможенным кодексом РФ. Однако участнику ВЭД надо иметь в виду, что пока инспектор будет вручную набирать «транзитку», а это как минимум час, оформление транзита будет «стоять». Для таможенных органов это очень чувствительно, поскольку они стремятся к сокращению времени пребывания автомобиля в пункте пропуска. Чтобы решить проблему и внедрена технология предварительного информирования, когда по приезду автомашины в пункт пропуска у таможенного инспектора уже будет иметься электронная копия транзитной декларации. А сформирует ее в таком случае сам таможенник на основе предварительной информации о товаре и транспортном средстве, которая программными средствами и будет автоматически «трансформирована» в электронную копию «транзитки». В этом случае водителю нет необходимости стоять в очереди и ждать ее набора.

– В чем еще выгода предлагаемой технологии для таможни и для участников ВЭД?

– Предварительная информация дает возможность таможенному инспектору еще до прибытия грузовика понять, какие необходимо принимать меры по минимизации рисков. То есть он имеет возможность оптимизировать таможен ные процедуры путем активного использования предварительной информации при многофакторном анализе товарных партий с применением системы управления рисками. Кроме того, не надо забывать, что пункт пропуска – дорогостоящий объект: чем дольше водитель там находится, тем выше его дополнительные затраты. Так что, помимо всего прочего, предварительное информирование дает возможность участникам ВЭД минимизировать свои затраты и сократить расходы на логистику.

– Не возникнут ли у участников ВЭД какие-то новые трудности в связи с предлагаемой технологией? Не возрастут ли, например, их материальные затраты?

– Это же не новые правила, а дополнительные возможности. Участник ВЭД вправе не использовать предварительное информирование, это не обязательное требование.

Хотя готовится закон, и мы надеемся, что предварительное информирование будет для всех обязательным. Дополнительных материальных затрат для участников ВЭД предлагаемая технология не несет. Те программные продукты, которые используют брокеры в настоящее время, остаются, а их услуги доступны для участников ВЭД вне пунктов пропуска. А коль скоро импортеры пользуются услугами брокера, значит, им эта услуга выгодна. Ведь ожидание в пункте пропуска – это тоже деньги.

– Удалось ли «обкатать» предлагаемую технологию?

– Да, несколько проектов по предварительному информированию уже реализованы. Это «зеленый коридор» в Выборге и там же коридор для автовозов, где были отработаны зачатки системы предварительного информирования. Удалось добиться значительного сокращения времени пребывания автомобиля в пункте пропуска на начальных стадиях использования предварительного информирования. Однако это были локальные проекты, поэтому мы не могли распространить эту практику на всю страну, в первую очередь, изза технических особенностей. Сегодня есть опыт, позволяющий применять данную технологию повсеместно, и в этом большая заслуга ЗАО «РОСТЭКПсков». Например, с применением предварительной информации таможенным брокером «РОСТЭК-Псков» Убылинка оформлено более 5,5 тысяч автотранспортных средств, следующих по процедуре МДП. Таможенный брокер «РОСТЭК-Выборг» Брусничное оформил более 300 автотранспортных средств, а таможенный брокер «РОСТЭК-Псков» Бурачки – более 10 тысяч, что, к слову, за июль 2008 года составило немногим менее 50 процентов всех прибывающих на территорию Российской Федерации автотранспортных средств.

Участник ВЭД – транспортная компания – заранее направляет в «РОСТЭК-Псков» (это может быть и любой другой брокер) свои документы любым доступным способом, а брокер набирает их в том виде, в котором это необходимо таможенному органу. Далее набранная брокером «транзитка» по системе канала входа в систему таможенных органов, отправляется в ГНИВЦ на центральный сервер и транспортному средству присваивается специальный идентификационный номер, который водитель предъявляет в пункте пропуска. По нему таможенный инспектор берет с сервера ГНИВЦа требуемую «транзитку». На все уходят считанные минуты, а не часы, как это бывает, когда следует груз с большим количеством наименований товара без подачи предварительной информации. В результате до минимума сокращается время пребывания автомобиля, нет очередей, а значит, повышается и пропускная способность пункта пропуска.

– Какова техническая готовность для осуществления предварительного информирования?

– Все необходимые программные продукты есть. Конечно, были какието «нестыковки», нарекания в начале работы, как и бывает при внедрении всего нового. Но для того и существуют полигонные объекты, чтобы снять все вопросы перед широкомасштабным внедрением. Сегодня все работает, программы обкатаны. Оформлено большое количество «транзиток», все «детские болезни» ушли. Я считаю, что во внедрении технологии предварительного информирования на наиболее нагруженных и проблемных, с точки зрения очередей, пунктах пропуска, таких, как: Бурачки и Убылинка, большая заслуга ЗАО «РОСТЭК-Псков».

– Как идет работа с Комиссией Европейских сообществ (КЕС) по обмену предварительной информацией?

– Сегодня принята программа работы специальной рабочей группы, достигнуты договоренности об осуществлении с января 2009 года автоматизированного информационного обмена между таможенными службами государств – членов ЕС и ФТС России по товарам, перемещаемым по процедуре МДП. Таким образом в проекте, реализуемом под эгидой КЕС, примут участие 12 стран ЕС, что позволит охватить около 70 процентов всех грузоперевозок из Евросоюза в Российскую Федерацию автомобильным транспортом. К сожалению, пока не достигнуто полного взаимопонимания с КЕС о составе передаваемых сведений. С точки зрения ФТС России, объем информации о товарах, получаемый от КЕС, недостаточен. Например, может не быть сведений о стоимости товара, кода товара в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров, что необходимо для таможенного контроля. Отсутствие таких сведений потребует при проведении таможенного контроля на границе донесение этих сведений сотрудниками российских таможенных органов в полученный от КЕС состав сведений в форме электронного документа, что, несомненно, окажет отрицательное влияние на динамику сокращения сроков проведения таможенных формальностей в пунктах пропуска.

– Каковы перспективы предварительно информирования?

– Сейчас уже 26 процентов грузов на северо-западе, в регионе деятельности Псковской и Себежской таможен, оформляются с помощью предварительного информирования. Мы предполагаем, как минимум, довести это число до 70 процентов. Это наше будущее и крайне важно, чтобы участники ВЭД поняли, насколько это важно и перспективно и для них в том числе. Таможенные органы не справятся с нарастающим потоком импорта, если будут применяться традиционные, то есть экстенсивные способы ускорения таможенного оформления, без применения новых информационных технологий. Несомненно, за ними будущее таможенной системы.

Технологию предварительного информирования сегодня широко используют все европейские таможни, американская, то есть там, где есть транзитные перевозки. Мало того, в США, если, по крайней мере, за сутки до входа корабля в территориальные воды страны не представлена предварительная информация о грузе, он просто не войдет в страну. Мы тоже пойдем по этому пути, и касается это не только автомобильных пунктов пропуска, но и железнодорожных, морских, потому что институт предварительного информирования – это значительное сокращение времени и повышение достоверности декларирования товаров.

Так что мы призываем всех участников ВЭД использовать возможности предварительного информирования, имея в виду, что брокеров в пунктах пропуска уже не будет. Приятно, что многие перевозчики начинают осознавать выгоду данной технологии. А ситуация и, в самом деле, уникальна: это важно и для них, и для нас.

Журнал "Таможня"