22.03.05

Резервная гайка

В середине февраля нынешнего года дальневосточные участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) столкнулись с повышением в несколько раз таможенной стоимости импортируемых товаров. Это, в свою очередь, подняло таможенные платежи и соответственно в самом ближайшем будущем поднимет конечную стоимость импортных товаров в розничной продаже.

Речь идет о приказе ДВТУ 70 от 11 февраля сего года "О контрольных показателях эффективности деятельности таможен Дальневосточного региона на 1 квартал 2005 г.", выпущенного в соответствии с аналогичным приказом Федеральной таможенной службы (ФТС) 450 от 29 декабря 2004 г. Согласно этим приказам, все ввозимые в РФ товары делятся на профицитную и дефицитную группы, для первых таможенная стоимость несколько снижается, для вторых - повышается порой в несколько раз.

Для региональных таможенных управлений ФТС определило разные группы дефицитно-профицитных товаров, поэтому растаможивание одного и того же товара в разных регионах будет стоить по-разному. Естественно, что на территории, подведомственной ДВТУ, в разряд дефицитных попало все, что касается традиционных автомобильных промыслов, а также строительные материалы из поливинилхлоридных компонентов, одежда и продукты питания. То есть все основные позиции импорта из Японии, Южной Кореи и КНР.

Интересен способ, который использовали дальневосточные таможенники для повышения собственной эффективности и пополнения государственного бюджета: поскольку повышение таможенных пошлин возможно только постановлением правительства, они повысили таможенные платежи. Произошло это путем рекомендации таможенным декларантам и участникам ВЭД определять таможенную стоимость импортных грузов по шестому, резервному методу, естественно, в добровольно-принудительном порядке. Досье

Статья 18. ФЗ 5003-I "О таможенном тарифе": Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы определения таможенной стоимости: 1) по цене сделки с ввозимыми товарами; 2. по цене сделки с идентичными товарами; 3) по цене сделки с однородными товарами; 4) вычитания стоимости; 5) сложения стоимости; 6) резервный метод.

Согласно процедурам оформления ввозимых грузов, участник ВЭД может забрать свой груз и до окончания оформления - правда, для этого ему необходимо внести на счета таможенных органов денежное обеспечение в максимально возможном размере. Эти деньги будут заморожены до тех пор, пока не будет принято окончательное решение о сумме платежей. Если раньше этот срок был от двух месяцев, то сейчас - до победы в суде, а ведь эти деньги могли работать и увеличивать грузопоток.

Вряд ли это самодеятельная инициатива таможни, поскольку она, как никто другой, заинтересована в увеличении объемов груза, да и руководство ДВТУ не может не понимать, насколько это непопулярные меры и как они отразятся на местной экономике. В общем, сегодня дальневосточные таможенники в отношении товаров "дефицитной" группы не применяют первые пять методов, ссылаясь на отсутствие информации, и рекомендуют шестой.

"Со стороны руководства таможни это опрометчивый шаг: приказом 70 утверждаются лишь контрольные показатели эффективности и обязанность должностных лиц обеспечивать их выполнение. Поэтому показатели, установленные этим приказом, могут использоваться только в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров, а не для рекомендации резервного метода", - поясняет ситуацию руководитель "Юридической конторы "СТАТУТ" Анатолий КУЗНЕЦОВ.

В его компанию уже обратились ряд участников ВЭД, которые не согласны с предложенной таможенниками стоимостью привезенных товаров. Сейчас предприниматели и юристы ждут, когда таможенные органы выдадут на руки решение о принятии таможенной стоимости. Тогда у них появится возможность обжаловать его в суде - в своей правоте и положительном исходе дела ни юристы, ни участники ВЭД не сомневаются. Однако многие предприниматели уже забрали свой товар и внесли залог по максимуму: в троекратном размере по сравнению с началом года.

"Наш бизнес поставили на грань вымирания: и я считаю действия руководства дальневосточной таможни и правительства сепаратистскими и направленными на отделение Приморья от остальной России", - говорит финансовый директор ЗАО "Спецтехника" Александр ТКАЧЕВ. С ним трудно не согласиться: к примеру, самый распространенный в регионе 50-тонный бульдозер KAMATSU 55 раньше стоил $ 110 тыс., теперь только таможенные платежи за него тянут на $ 70 тыс. То есть, чтобы привезти два бульдозера, надо будет отдать таможне стоимость еще одного.

Скорее всего, импортеры ТНП не будут бороться с таможней за снижение платежей, они просто перекинут эти расходы на потребителей. Ведь подорожание одной 100-граммовой банки кофе на 15-20 руб. не столь существенно отразится на покупательской способности, как на рынке спецтехники. Резкое и неожиданное удорожание строительной техники ставит под вопрос существование большинства региональных строительных фирм, да и все дальнейшее развитие отрасли.

Возникает закономерный вопрос: кому это выгодно? Ясно, что не таможне, поскольку она только лишь выполняет решения сверху. Получается, что правительству. Видимо, оно таким образом увеличивает свои доходы и при этом действует исподтишка, задавливая не весь народ, а отдельные рынки, которые, впрочем, разделят свалившееся на них бремя с остальной частью населения.

При дальнейшем развитии событий в этом же русле можно больше не надеяться на развитие Дальневосточного региона: если это повышение и пройдет незаметно для населения, то до конца года у нас и остальные импортные товары станут "дефицитными". "ЗР" обратился к руководству таможенных органов за комментарием по поводу сложившейся ситуации. Ждем ответа.

Золотой Рог 22.03.05