24.02.10

РЖД хочет повысить тарифы на перевозку угля

Чтобы железные дороги и дальше отвечали требованиям экономики страны, необходимо менять принципы формирования тарифов компании, считает глава компании Владимир Якунин.
"Железнодорожники за шесть лет вложили в развитие и модернизацию инфраструктуры для перевозки угля и нефти около 400 млрд руб.", - заявил Владимир Якунин на совещании "О развитии ТЭК и укреплении позиций России на мировых энергетических рынках", которое прошло в Омске под председательством президента Дмитрия Медведева. Пока железнодорожная инфраструктура не является сдерживающим фактором в добыче угля и нефти.
Однако ОАО "РЖД" уже сталкивается с определёнными трудностями, связанными с поиском инвестиций для развития. Например, согласно "Стратегии-2030" перевозки угля через 20 лет должны увеличиться почти в два раза. Под эти объёмы нужно подготовить пропускные мощности. Планы Минтранса предусматривают, что до 2015 года ОАО "РЖД" должно получить триллион рублей за счёт введения инвестиционной составляющей в тарифе. Ещё 380 млрд руб. должен дать бюджет в виде субсидий. В условиях кризиса государство сдерживает рост тарифов, в результате возникает дефицит инвестиций.
Его усугубляют требования грузовладельцев о преференциях. К примеру, угольные компании, объём перевозок которых составляет практически треть, продолжают настаивать на гораздо меньшей индексации, чем это предусмотрено общими параметрами изменения тарифных условий. Тарифы на уголь за счёт понижающих коэффициентов и так уже на 43% ниже, чем это предусмотрено для грузов первого класса, напомнил Владимир Якунин участникам совещания.
"В этих условиях необходимо принятие нормативно-правового акта правительства, определяющего сроки вывода железнодорожных тарифов на экономически обоснованный уровень, исходя из норматива рентабельности инвестированного капитала, - сказал Владимир Якунин. - Это необходимо для того, чтобы реализовать те цели, которые заложены в Транспортной стратегии до 2030 года".
"Как только конъюнктура рынка ухудшается, угольщики начинают жаловаться на высокие тарифы для их дешёвого груза, - говорит заместитель руководителя отдела маркетинговых исследований товарных и транспортного рынков департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике ОАО "РЖД" Вячеслав Сухомлинов. - Правда, сейчас у них тактика несколько изменилась: они просят не о снижении тарифов, а, например, об особых условиях для перевозки больших объёмов. Но суть остаётся прежней - добиться снижения стоимости перевозок за счёт РЖД".
Как полагает директор транспортного направления компании A.T. Kearny Евгений Богданов, уровень отложенных инвестиций в железнодорожную инфраструктуру с 2003 года уже достиг 2 трлн руб. и теперь для того, чтобы снизить уровень старения основных фондов до приемлемого, РЖД нужно вкладывать в модернизацию свыше 500 млрд руб. в год. Для этого компании не обойтись без государственной помощи, считает Евгений Богданов.

Гудок 24.02.2010