30.03.07

РЖД получат доступ к эффективному транзиту

Владимир Савчук, руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ):

– Наблюдаемая в последнее время значительная интенсификация контактов между ОАО «РЖД» и странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), такими как Китай, Япония и другие, на мой взгляд, может в перспективе принести вполне ощутимые результаты российскому железнодорожному транспорту, причем во многих сферах его деятельности. Поэтому активные стремления руководства монополии к заключению соглашений с правительствами и транспортными компаниями стран этого региона, с моей точки зрения, вполне понятны.

Прежде всего ОАО «РЖД» как владелец одной из крупнейших в мире по протяженности железнодорожной инфраструктуры заинтересовано в ее максимально эффективном использовании на всем протяжении от Дальнего Востока до западных границ России. Убежден, что в этом случае наиболее доходными для РЖД будут транзитные перевозки, поскольку при осуществлении таких перевозок пробег подвижного состава по российской территории максимален, а следовательно максимален и доход на одну перевозимую тонну.

Стоит отметить, что наиболее технологичными транзитными грузами являются крупнотоннажные контейнеры из соседних стран, потенциальные объемы которых, по последним данным, превышают миллион ДФЭ в год. А ОАО «РЖД» как транспортная и в дальнейшем крупнейшая в России логистическая компания чрезвычайно заинтересовано в установлении более тесных технологических связей с основными грузообразующими государствами мира, в частности со странами АТР, в которых, как известно, весьма крупная и разнообразная грузовая база. При этом совместные проекты с этими государствами по укрупнению пограничных переходов и развитие сквозного перевозочного сервиса на морских направлениях существенно укрепляют конкурентные позиции ОАО «РЖД» на международном транспортном рынке, а также открывают потенциальные возможности для расширения присутствия других отечественных транспортных компаний в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Кроме того, страны АТР являются и потенциальными поставщиками одних из самых современных технологий, используемых на железнодорожном транспорте. Это в первую очередь высокоскоростное движение, современные системы управления перевозочным процессом и обеспечения безопасности перевозок, различные методы производства высокотехнологичной элементной базы для железнодорожных систем. Развивающееся сотрудничество с этими странами открывает возможность широкого использования ОАО «РЖД» уже готовых и испытанных технических решений. А их последующее совершенствование российской наукой позволит отечественному железнодорожному транспорту преодолеть значительное технологическое отставание, накопленное отраслью за последние 15 – 20 лет.

Есть, как мне кажется, еще один положительный момент. С моей точки зрения, необходимость модернизации и развития магистральных направлений железнодорожной сети требует значительных инвестиций, характеризующихся длительными сроками окупаемости. В случае заинтересованности иностранных инвесторов совместными проектами российский железнодорожный транспорт вполне может рассчитывать на определенный объем финансовых средств. Например, такими проектами могли бы стать строительство высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург и подходы к вновь разведанным крупным месторождениям полезных ископаемых в регионах, лишенных транспортной инфраструктуры.

Также одной из областей сотрудничества со странами АТР может быть и железнодорожное машиностроение. Иностранный производитель получит возможность выхода на российский рынок, отечественное машиностроение – возможность развития переданных технологий, а ОАО «РЖД» – возможность использования современного подвижного состава на своих магистралях.

«Гудок» 30.03.2007