15.10.04

РЖД взимает НДС с перевозок грузов в российские порты

Устав бороться с налоговыми инспекциями за возврат НДС с экспортных перевозок, "Российские железные дороги" решили переложить его уплату на своих потребителей. Второй месяц монополия взимает НДС с грузоотправителей. Те, в свою очередь, грозятся переориентировать грузовые потоки в пользу балтийских и украинских портов.

9 августа первый вице-президент РЖД Хасян Зябиров направил телеграмму по всем филиалам компании с требованием принимать экспортные грузы, адресованные российским "организациям, не являющимся портами", с начислением 18% НДС на стоимость перевозки. Вице-президент Ассоциации экспедиторов Сергей Лопарев поясняет, что по Налоговому кодексу перевозки грузов через сухопутные погранпереходы и в адрес российских портов не облагаются НДС. "Проблема в том, что ни Налоговый кодекс, ни Кодекс торгового мореплавания не определяют, что такое порт", - сетует Лопарев. Дело в том, что отметку в перевозочных документах о приеме товара для погрузки на суда проставляет не портовая администрация, а грузоперевалочные (стивидорные) компании. А налоговые инспекции, ссылаясь на отсутствие в документах слова "порт", отказываются возмещать РЖД НДС, так как считают эти перевозки внутренними.

Цена вопроса, по данным РЖД, - около 6 млрд. руб. Такой объем НДС налоговики начислили компании за девять месяцев этого года по перевозкам в адрес российских портов, на которые не удалось предоставить все необходимые документы.

Железнодорожники считают, что действуют адекватно. "Трактовка понятия "порт" как организации, в названии которой присутствует слово "порт", является не изобретением РЖД, а официальной позицией налоговых органов, - заявили в пресс-службе компании. - Это обстоятельство, а также бесконечные судебные разбирательства и колоссальный объем невозмещенного НДС вынудили РЖД издать телеграмму".

"РЖД не хочет дать указание своим припортовым станциям пройти в порт и получить на дорожной ведомости печать о вывозе груза за пределы России, - возмущается гендиректор компании "Транссибирский интермодальный сервис" Борис Наумов. - Вместо того чтобы упростить процедуру применения нулевой ставки для себя и для других, РЖД решила просто собрать 18% НДС, а не кардинально решить эту проблему". Он добавляет, что грузоотправители и экспедиторы при этом не могут требовать возмещения НДС. Соответствующее обращение в налоговые органы может подавать лишь сама монополия.

В итоге, по словам Лопарева, транспортные компании вынуждены переключать грузопотоки на украинские и прибалтийские порты. Кроме того, экспедиторы и частные операторы подвижного состава перекладывают свои потери от уплаты НДС по полной ставке на собственных клиентов. "Весной нам пришлось просто списать более 10 млн. руб. со счетов Михайловского ГОКа", - сетует гендиректор ООО "Управляющая транспортная компания" (входит в структуру ФК "Уникор", владеющей МГОК) Михаил Атласов.

За грузоотправителей и экспедиторов уже вступился председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников. Недавно он направил письмо министру транспорта Игорю Левитину с просьбой признать телеграмму РЖД недействительной. Левитин соглашается с доводами экспедиторов. Он считает, что перевозки в адрес российских портов не должны облагаться НДС. Министр отмечает, что его ведомство уже обсуждает с Минфином и налоговыми органами варианты решения этой проблемы.

Гендиректор Туапсиноского морского торгового порта Валерий Чубинидзе поддерживает требования экспедиторов. Он опасается, что если проблема не будет решена, они действительно могут переориентировать часть поставок нефтепродуктов и металлов в зарубежные порты.

Ведомости 15.10.04