20.07.07

Рижский порт — самый дешевый на Балтике

В 2007-м услугами Рижского свободного порта воспользовалось 3 648 судов с общим тоннажем 27,55 млн. т. Это лучший показатель за всю 805-летнюю историю Рижского порта. Он является единственным латвийским портом, который в 2006 году имел положительную динамику в развитии. Как столичная гавань будет развиваться в дальнейшем, газете "Телеграф" рассказал председатель правления Рижского свободного порта Андрис Аргалис.

— Как вы оцениваете работу Рижского свободного порта в 2006 году?

— Я считаю, что в прошлом году порт поработал очень хорошо. Налицо рост грузооборота. Но самым лучшим фактором является оценка финансовых показателей. На 8% были сокращены различные выплаты Совету директоров. А ведь именно высокие административные расходы раньше ставились в вину Управлению порта. Итоги проведенного независимой аудиторской компании Deloitte & Touche ревизии не зафиксировали никаких нарушений финансовой дисциплины.

— В прошлом году вы значительно (в среднем на 30%) увеличили портовый сбор. Критикуя это решение, представители Латвийской ассоциации стивидоров прогнозировали общее снижение объемов переваленных грузов в Рижском свободном порту. Но этого не произошло. Почему?

— Действительно, в прошлом году правление Рижского свободного порта утвердило новые портовые сборы, которые не менялись уже много лет. Плата за перевалку генеральных грузов возросла на 30%, контейнерных грузов — на 6—9%, а сбор с пассажирских судов на 6%. Но все равно Рижский порт остался самым дешевым для стивидоров на Балтике. К тому же была предусмотрена система скидок для судов регулярного линейного сообщения, которые заранее подавали декларацию о том, что будут заходить в Рижский порт не менее 150 раз в год. Причем это относится не только к пассажирским судам, осуществляющим паромное сообщение со Стокгольмом и Любеком, но и к грузовым, перевозящим, к примеру, уголь. Одновременно был упорядочен и упрощен сам механизм взимания портового сбора.

Как оказалось, решение было правильным. Грузоперевозчики не ушли к нашим конкурентам. Одновременно у Рижского порта появились дополнительные финансовые средства, которые вкладываются в развитие инфраструктуры, в необходимые дноуглубительные работы.

— Основной объем прироста дали насыпные грузы, в первую очередь каменный уголь. Однако стивидоры считают его малопривлекательным, учитывая сравнительно низкую плату за услуги докеров при больших объемах. Не собирается ли Управление порта расширять спектр привлекаемых грузов, ведь Рижский порт всегда был многоцелевым?

— В текущем году начал свою работу новый нефтетерминал. Поэтому увеличился поток и наливных грузов. Если учитывать, что в начале 2007-го заработал угольный терминал в российском Приморске и часть насыпных грузов ушла от нас, то в целом суммарный поток грузооборота за счет наливных грузов в текущем году даже увеличился. Пока мы в минусе только по тоннажу судов, так как уголь имеет куда больший объем, чем другие грузы. Но я уверен, что к концу года в тоннажном выражении порт тоже будет в плюсе.

Потихоньку возвращается и такой груз, как металлопрокат. На операции с ним рассчитывают и ориентируются многие стивидорские компании. К сожалению, до сих пор мы не можем получить обратно пищевые грузы — фрукты, мясо и т.д. В 2002 году тогдашнее правительство Эйнара Репше остановило все строительные работы на границе. В результате наши терминалы вовремя так и не прошли необходимую модернизацию, чтобы соответствовать российским и европейским требованиям по фитосанитарному контролю. Поэтому грузы попросту ушли в литовскую Клайпеду. А наши мощности, к примеру, портовый холодильник, требуют коренной реконструкции. Сейчас строится новый терминал для хранения и перевалки всех видов пищевых грузов, отвечающий всем необходимым требованиям.

Что же касается обслуживания контейнеров, то в настоящее время на Кундзиньсале работает Балтийский контейнерный терминал. И несмотря на то что аналогичное сооружение построили и в Вентспилсском порту, все-таки основные потоки данного вида грузов идут в Ригу. Заключен договор на аренду значительного участка земли для строительства Национального контейнерного терминала. Он должен стать важнейшим звеном на Новом шелковом пути — новом формируемом маршруте по доставке грузов из Китая через территорию Казахстана и России к портам стран Балтии.

NovoNews;