03.04.14

Рижский порт подтягивается к российским "гигантам" в Финском заливе

Портам стран Балтии приходится постоянно бороться за сохранение конкурентоспособности в регионе, однако преимущества этих портов в обслуживании определенных видов грузов подтверждает тот факт, что им удается постоянно удерживать значительную часть российских грузов. Об этом свидетельствуют результаты исследования конкурентоспособности портов стран Балтии, проведенного международной бизнес-консалтинговой компанией KPMG.

В исследовании подчеркивается, что решающую роль в обеспечении конкурентоспособности портов играют действия учреждений, руководящих портами, самоуправлений и ответственных государственных учреждений. В то же время работу самих балтийских портов необходимо оценивать в контексте всего восточного побережья Балтийского моря, так как порты стран Балтии конкурируют за грузопотоки стран СНГ не только между собой, но и с главными российскими портами.

Большинство грузов, проходящих через порты восточного побережья Балтийского моря, отправляются из или в Россию и другие страны СНГ – страны Балтии вместе контролируют 42% грузопотоков в этом регионе, остальную часть переваливают российские порты. Рижский свободный порт, который является ведущим в странах Балтии, занимает лишь 4-е место в регионе, уступая Приморску, Усть-Луге и Санкт-Петербургу.

Эксперты отрасли подчеркивают, что решающую роль в дальнейшем развитии портов стран Балтии будут играть действия учреждений, руководящих портами, самоуправлений и ответственных государственных учреждений, так как портовые терминалы и предприниматели сравнительно мало влияют на основные факторы, определяющие конкурентоспособность портов: географическое положение, политическую и регулирующую среду, специфику управления портом и предоставляемые им услуги. Подчеркивается, что затраты на пользование портами и терминалами оказывают сравнительно небольшое влияние на конкурентоспособность портов, так как составляют лишь небольшую часть от общей логистической цепочки.

Одного лишь выгодного географического положения, для того чтобы считать конкурентоспособность порта высокой, недостаточно, так как на нее влияют также и другие факторы, например, качество портовой инфраструктуры, открытость границ, доступность железнодорожной инфраструктуры, налоговые пошлины и другие факторы, на которые не могут влиять портовые терминалы, отмечает ассоциированный директор KPMG Baltics SIA Юлия Масане-Осе.

Обычно при оценке работы порта в качестве главного показателя используется объем переваленных грузов. Однако важно посмотреть и на результаты работы порта по отдельным видам грузов, так как для каждого из них необходимы специально приспособленные инфраструктура и оборудование. В таких сегментах грузов, как нефть, каменный уголь и контейнеры, порты стран Балтии отстают от российских, в то же время лидируя в сегментах минеральных удобрений, грузов Ро-Ро, продуктов сельского хозяйства и лесопереработки.

Лидером по перевалке нефтепродуктов среди портов восточного побережья Балтийского моря является российский Приморск. В настоящее время все более значительную роль играет стремительно растущий порт Усть-Луга – его развитие считается одной из причин, по которой Таллинский порт в 2012 году потерял 26% грузопотока нефти по сравнению с предыдущим годом. Усть-Лужский порт уже стал главным игроком в сегменте каменного угля, и его рыночная доля в регионе составляет 37%. За Усть-Лугой следует лидер предыдущих лет – Рижский порт (35% рынка), который достиг наивысшего уровня специализации в сегменте каменного угля в 2012 году – 41%.

Санкт-Петербургский порт, перегружая 59% контейнерных грузов региона, является лидером в сфере потоков контейнерных грузов, которые составляют 40% от общего грузооборота порта. Санкт-Петербург лидирует также в сегменте металлов, так как переваливает почти 60% объемов металла в регионе.

В сегменте грузов ро-ро в портах восточного побережья Балтийского моря в последние 2 года наблюдается постепенное увеличение объемов грузов на 14%, и ведущее место в этом сегменте занимает Клайпеда. А крупнейшим центром пассажирских перевозок в странах Балтии в 2012 году был Таллин – 9 млн перевезенных пассажиров.

Лидером по минеральным удобрениям является Клайпедский порт. Этот грузопоток зависит от урожая зерновых, и в этом году грузопоток минеральных удобрений в регионе увеличился на 19%. Ожидается, что в будущем году он стабилизируется на уровне 2010 года. Подобно минеральным удобрениям, поток сельскохозяйственных грузов также зависит от цен на мировом рынке продовольствия и погодных условий. Благодаря хорошему урожаю общий объем грузов в 2012 году по сравнению с предыдущим вырос на 60%. В этом сегменте лидирует Лиепайский порт, уровень специализации которого по сельскохозяйственным грузам достигает 40%.

В сегменте продуктов лесопереработки – единственном, где постоянно наблюдается снижение объемов грузов, – лидируют латвийские порты. В частности, Рижский свободный порт переваливает более половины всего объема продуктов лесопереработки в регионе.

Росбалт