22.02.07

Риски на таможне исключат

В 2006 году в федеральный бюджет перечислено более 681 млрд руб. (104,2% к 2005-му). Рост платежей достигнут не только за счет роста внешней торговли, высоких цен на нефть и экспортной составляющей. Это - результат целенаправленной работы по упрощению таможенных процедур, развитию информационных технологий, ужесточению контроля достоверности декларирования товаров.

Таможенные платежи в целом по России обеспечили около 45% доходной части федерального бюджета. Доля СЗТУ в объеме платежей, поступающих в бюджет от всей таможенной системы страны, составляет более 20%.

В 2006 году внешнеторговый оборот СЗФО составил $90,667 млрд, что на 36% больше, чем в 2005-м. За год было оформлено более 1 млн грузовых таможенных деклараций (на 13% больше, чем в 2005-м).

Экспортная составляющая увеличилась, по сравнению с 2005 годом, на 31% и составила $60,6 млрд, импортная - на 45% ($30,6 млрд). Сохраняется ориентация внешнего рынка Северо-Запада РФ на страны дальнего зарубежья. Их доля в товарообороте региона - 98%. На страны СНГ приходится лишь 2%. В товарной структуре экспорта преобладает продукция топливно-энергетического комплекса.

В импорте основные позиции занимают продукция машиностроительной промышленности и нефтехимического комплекса, продовольственные товары.

Декларирование в новом формате

За 2006 год через пункты пропуска проследовало 22,47 млн человек и 7,37 млн транспортных средств. При таком объеме перевозок стоит отметить, что существующая ныне система таможенного контроля, к сожалению, громоздка, сложна и затратна для участника ВЭД. Груз на пункте пропуска должен пройти 7 видов контроля.

При такой системе на границе образуются очереди, создается питательная среда для коррупции. Потому в таможенных органах отрабатывают новую схему организации таможенного контроля товаров, новизна которой в том, что вводится предварительное информирование. Кроме того, непосредственно на пункте пропуска в соответствии с Законом РФ N 266-Ф3 от 30.12.2006 останутся только две контролирующие службы - пограничная и таможенная. А декларирование товаров будет осуществляться в электронном режиме без личного контакта участника ВЭД с таможенниками.

В 2006 году технология предварительного информирования реализована на МАПП "Бурачки" Себежской таможни, "Убылинка", "Шумилкино", "Куничина Гора" Псковской таможни, "Ивангород" Кингисеппской таможни, на ЖДПП "Печоры-Псковские" и "Скангали" Псковской таможни, "Посинь" Себежской таможни, "Люття" Костомукшской таможни, "Лужайка" Выборгской таможни.

Общее число товарных партий, перемещенных автотранспортом, в отношении которых предоставлялась предварительная информация, оказалось в 2,7 раза больше, чем в 2005 году. Количество товарных партий, перемещенных железнодорожным транспортом с применением предварительной информации, увеличилось в 3 раза.

Электронное декларирование - это сердцевина всех новых схем организации таможенного контроля. Однако эффективное использование этой технологии возможно только при наличии достоверной ценовой информации. Всего в 2006 году в электронном виде выпущено около 1150 деклараций, что в 7,4 раза превышает количество ГТД в электронной форме, по которым осуществлен выпуск товаров в 2005-м.

Еще одна важная составляющая новой системы таможенного контроля - система управления рисками. Ее основу составляет Единый центральный реестр субъектов внешнеэкономической деятельности, где есть "досье" на каждую сделку, на каждого участника торговли. Этот реестр сопряжен с базами данных Федеральной налоговой службы.

Пиратам ничего не светит

2007 год таможенники проведут под лозунгом борьбы с контрафактом. К новому раунду борьбы с пиратской продукцией ФТС готовится основательно. Таможенники внесли в правительство законопроект, который позволит задерживать подозрительные грузы без заявления правообладателя.

Необходимость принятия поправок в законодательство представители ФТС объясняют тем, что они часто сталкиваются с пассивностью участников ВЭД в борьбе по защите своих лицензионных прав. Это происходит из-за незначительных объемов каждого отдельного правонарушения и нежелания крупных компаний терять время и средства на судебные разбирательства. Кроме того, 1 января 2008 года ФТС получит еще один инструмент для борьбы с нелицензионными товарами. С начала следующего года вступит в силу четвертая часть Гражданского кодекса, которая усложнит работу продавцов и распространителей контрафакта.

Границу обустраивают

Продолжается работа по улучшению таможенной инфраструктуры. При этом обустройство границы переходит на иной качественный уровень. Так, 5 октября 2006 года открыт МАПП "Суоперя" на российско-финляндской границе, завершается строительство МАПП "Чернышевское" на российско-литовской границе. В конце 2006 года подписан Меморандум о взаимопонимании на строительство и обустройство МАПП "Мамоново-Гжехотки" на российско-польской границе.

Принципиально новым направлением работы по обустройству границы стало начало ее оснащения инспекционно-досмотровыми комплексами для контроля контейнеров и большегрузных транспортных средств. До сих пор такой техники в России не было. В первую очередь, намечено оснастить наиболее загруженные пункты пропуска через госграницу в Морском порту Санкт-Петербурга, на МАПП "Бурачки" Себежской таможни, МАПП "Брусничное" и МАПП "Торфяновка" Выборгской таможни.

Через северо-западные таможенные пункты пропуска в 2006 году проследовали:

Физические лица - 22,47 млн человек

Транспортные средства - 7,37 млн

Из них:

легковой транспорт - 5,67 млн автомашин

грузовой транспорт - 1,7 млн автомашин

Внешнеторговый оборот СЗФО

2006 год - $90,667 млрд

2005 год - $66,667 млрд

Источник: СЗТУ РФ

Деловой еженедельник "ЭКОНОМИКА И ВРЕМЯ" (Санкт-Петербург) ev.spb.ru