19.08.08

"Рольф" едет в Финляндию

Группа «Рольф» намерена присоединить к своему логистическому подразделению финскую компанию Avelon Group, что позволит создать крупнейшую в России и на севере Европы компанию по перевозкам новых автомобилей с оборотом в 500 млн долл. в год. Эксперты считают шаг логичным, ведь на фоне снижения значимости финского транзита на этом рынке останутся только крупные игроки.

«Рольф» уже давно расширяет свое логистическое подразделение. В конце 2007 года стало известно о приобретении «Рольфом» «Элит-Транс», крупнейшего в Петербурге таможенного склада, специализирующегося на работе с иностранными автомобилями. А в июне этого года «Рольф» получил эксклюзивные права на перевалку автомобилей через морской терминал «Петролеспорт» в Петербурге. В качестве следующего логичного шага эксперты полагают покупку «Рольфом» в ближайшее время и таможенного брокера.

Вчера «Рольф» подтвердил начало проведения аудита Avelon Group (Финляндия, Хельсинки). В случае его успешного завершения стороны намерены объединить логистический бизнес. Подробности возможной сделки в «Рольфе» не комментируют, отмечая лишь, что доля «Рольфа» в данном бизнесе будет значительно превышать долю партнера, а выручка объединенной группы в 2009 году составит 500 млн долл. Оборот Avelon Group в 2007 году составил около 100 млн евро. Получить комментарии представителей компании вчера не удалось, но ранее в Avelon планировали удвоить выручку к концу 2010 года.

Эксперты отмечают, что основным иностранным партнером «Рольфа» по транспортировке машин сейчас является шведский перевозчик Valenius. Эта компания не только владеет собственным флотом, доставляющим машины даже из Японии, но и, по сути, обеспечивает логистические цепочки «Рольфа» в Финляндии. Как может измениться это партнерство с приобретением Avelon Group, пока не ясно. Финская компания не сможет полностью заменить шведских партнеров «Рольфа» хотя бы потому, что не имеет собственного флота.

Покупка крупного финского игрока позволила бы «Рольфу» существенно снизить затраты, оптимизировать логистику и уменьшить риски, полагает Иван Бончев, руководитель подразделения по оказанию услуг автомобильной промышленности Ernst & Young. «Такая покупка «Рольфа» позволит ему закрепиться и на европейских рынках не только перевозок, но и смежных бизнесов», — полагает он.

По прогнозам экспертов, в 2008 году около 70% из 1,5 млн новых автомобилей будет ввезено в Россию через Финляндию. Оценить этот рынок в денежном выражении практически невозможно, так как даже самые откровенные автоперевозчики предпочитают не раскрывать стоимость доставки автомобилей. По грубым подсчетам, доставка, хранение, брокерские услуги и таможенное оформление может стоить порядка 400—1000 долл. за один автомобиль.

Между тем ряд экспертов смущает то, что «Рольф» поглощает практически неизвестного на мест­ном рынке игрока. Гендиректор одного из крупнейших российских автоперевозчиков ЗАО «Мидас» Михаил Климов отмечает, что в будущем роль финского транзита будет сокращаться в пользу морских перевозок. Правда, по его мнению, заметными показателями российские морские терминалы смогут похвастаться не ранее конца 2009 года. «Финляндия нам уже неинтересна — она скоро станет лишь лишним транспортным плечом, и содержать его можно будет, только если оно будет твоим собственным», — отмечает глава компании «Олимп» Евгений Войтенков.