17.09.10

Российская таможня тонет в бюрократии: итоги работы Таможенного союза глазами бизнеса

Автор: Владимир Елин , председатель совета директоров ЗАО «Smart Logistic Group», кандидат технических наук

Главный итог работы Таможенного союза в том, что союз есть и работает по выработанным ранее правилам.

За два с небольшим месяца работы Таможенного союза (далее ТС) произошло многое:

• Сформировалась Единая таможенная территория (ЕТТ), с сохранением государственных границ стран-участниц ТС.
• Дан серьезный импульс взаимной торговли, так как внутри ТС исчезли таможенные барьеры, и дополнительные затраты на брокеров и оформление экспортных деклараций внутри ТС.
• Увеличен до 4-х месяцев срок подачи деклараций, ранее он был 15 дней.
• Сокращен нормативный срок выпуска товаров в свободное обращение.
• Теперь не применяются в рамках ТС для стран-участниц меры нетарифного регулирования, такие как требования лицензий, разрешений, соблюдения квот к участникам Внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
• На Единой таможенной территории между (ЕТТ) странами – членами Таможенного союза можно беспошлинно перемещать, как товары собственного производства, так и иностранные товары, выпущенные в свободное обращение в одной из стран-участниц ТС.

Вопросы и проблемы ТС

Со стороны бизнес сообщества всегда было много претензий в адрес Российской таможни, за её исключительно бюрократический характер деятельности. Что это за проблемы?

Согласно статистике российские таможенные органы требуют значительно больше документов от участников ВЭД, предпринимателей, чем таможенники в странах-участницах Таможенного союза. Так, при импорте на Российской таможне от предпринимателя требуют до 22 различных документов, а при экспорте (по данным Минэкономразвития РФ) до 30 документов. Для сравнения: в странах-участницах ТС (Казахстане и Белоруссии) на таможне необходимо предоставить от 4-х до 8-ми документов. Российская таможня собирается в будущем понизить объем документов, предоставляемых участниками ВЭД при оформлении товарных партий до 14, но это всё равно много.

При активном внедрении электронного декларирования в России, некоторые ведомства, участвующие в обеспечении внешней торговли, пока не способны передавать сертификаты, свидетельства, разрешения и другие подтверждения в электронном виде на таможню - в места оформления товарных партий. Из необходимых 30 ведомств к работе с электронным оборотом документов для участников ВЭД и российской таможни в Российской Федерации готовы лишь 2 ведомства Минздрав и Минэкономразвития РФ (по информации той же ФТС РФ).

Ситуацию с таможенным оформлением все же можно изменить коренным образом, в случае масштабного внедрения МАИС (межведомственная автоматизированная информационная система) в совокупности с внедрением 100% электронного декларирования участниками ВЭД и предпринимателями в директивной форме. Что, кстати, и предлагает Президент РФ Дмитрий Медведев в одном из своих поручений Правительству РФ. Не исключено, что с 1 января 2011 года все участники ВЭД РФ будут обязаны работать со 100% электронным декларированием. Только успеют ли все министерства подготовиться к этому радикальному шагу?

К работе таможенных органов в рамках Таможенного союза предприниматели и участники ВЭД имеют ряд замечаний:

Основная проблема наших предпринимателей на таможне в том, что им не доверяет российская таможня. Причем это подтверждается цифрами. Так в США таможенному досмотру подвергается всего 1-2 % импортных товаров, в Германии до 3%, в России доходит аж до 44%, правда по определенным группам риска.

Нет достаточного количества современных складов временного хранения (СВХ) и таможенных складов (ТС) на базе логистических парков и складских комплексов класса "А". Хотя сами логистические парки есть и современные СВХ тоже, вот яркий пример: www.slg.ru. Так, в Московском регионе из более 45 мест размещения таможенных органов современными и удовлетворяющими требованиям времени являются не более 18-20% СВХ и ТС. Это узкое "горлышко" для оперативного, квалифицированного и технологичного таможенного оформления импортных и экспортных товаров.

Некоторые таможенники самостоятельно прибегают к определению, а потом и корректировке таможенной стоимости для контрактной поставки на основании информации полученной с помощью Интернета. Они умудряются требовать установку цены контракта, учитывая прайс-листы розничных Интернет-сайтов. Хотя любая импортная поставка - это всегда опт, причем немалый.

Есть трудности информационного плана. Много вопросов в начальный период работы ТС поступило от предпринимателей и участников ВЭД по поводу работы "горячей линии" в ФТС РФ и Центральном таможенном управлении. В частности они хотели знать, каков порядок совершения таможенных операций с товарами российского происхождения, либо товарами, выпущенными в свободное обращение в Российской Федерации, вывозимыми в Республику Казахстан и Белоруссию; порядок перемещения товаров в МПО (международные почтовые отправки); порядок оформления автотранспортных средств физических лиц; порядок и суммы таможенных пошлин и налогов; существуют ли ограничения при ввозе товаров физическими лицами для личного пользования; каков новый порядок перемещения товаров между странами-участниками Таможенного союза. Как видите, в основном это трудности информационного характера. Но их легко преодолеть, если зайти на сайт ФТС РФ, либо на сайт "Виртуальная таможня" (www.vch.ru). Там собраны все знания о таможне РФ и Таможенном союзе, законах и внешнеторговом бизнесе за последние 12 лет. Так что на любой вопрос будет найден ответ.

Финам.инфо; 17.09.10