18.12.19

Российские лекарства выписываются за границу

Фармпроизводители нарастили экспорт.

С начала 2019 года российские производители лекарств резко нарастили продажи за рубежом. Так, по итогам девяти месяцев объем поставок российских лекарств на иностранные рынки, за исключением стран ЕАЭС, вырос в натуральном выражении на 7,7% против падения в прошлом году на 4,7%. Развивать экспортное направление компаниям приходится в том числе потому, что на госзакупках, которые являются основным драйвером роста российского фармрынка, преобладают зарубежные препараты.

По данным RNC Pharma, за девять месяцев 2019 года объем поставок российских лекарств на зарубежные рынки, за исключением стран ЕАЭС, достиг 400 млн упаковок, или 20 млрд руб. По сравнению с аналогичным периодом 2018 года, когда объем экспорта составлял 371,8 млн упаковок и 16,1 млрд руб., оба этих показателя увеличились на 7,7% и 23,5% соответственно. Причем годом ранее динамика поставок в натуральном выражении была отрицательной. Так, объем экспорта за девять месяцев 2018 года был на 4,7% ниже, чем за аналогичный период 2017 года. В денежном выражении динамика выросла более чем в два раза: в прошлом году она составляла 10,7%.

По мнению директора по развитию RNC Pharma Николая Беспалова, активнее развивать экспортное направление российских производителей лекарств вынуждает ограниченный объем локального рынка. В 2019 году российский фармацевтический рынок растет преимущественно за счет госсегмента, поясняет он. Так, с января этого года была расширена одна из самых дорогих госпрограмм по закупкам лекарств для высокозатратных нозологий. В результате ее финансирование увеличилось на 10 млрд руб. Но увеличение объемов закупок происходит в основном за счет зарубежных лекарств, защищенных патентами и не имеющих российских аналогов, отмечает эксперт.

В то же время объем российского фармрынка разнится в зависимости от сегмента, отмечает вице-президент Biocad Олег Павловский. Так, по его данным, продажи лекарств в сегменте онкологических и аутоиммунных заболеваний в 2019 году вырастут в денежном выражении более чем в два раза по сравнению с 2018 годом.

Крупнейшим экспортером, по данным RNC, является Федеральный научный центр имени Чумакова, поставляющий в основном вакцины для профилактики желтой лихорадки. За отчетный период центр отгрузил за рубеж 1,15 млн упаковок лекарств против 0,14 млн годом ранее. Денежный объем экспорта вырос втрое, до 2,4 млрд руб. Еще больший прирост продемонстрировал «Фармасофт», отгрузивший за отчетный период лекарств в денежном выражении в 3,5 раза больше, чем годом ранее. Почти в два раза увеличились поставки за рубеж у Biocad.

Производители нацелены на поставки в страны Латинской Америки, Африки и Азии, говорит Николай Беспалов. Пока же крупнейшими импортерами являются бывшие республики СССР (см. таблицу). В ряде стран действуют протекционистские меры по защите внутренних рынков от иностранных компаний, поэтому, например, выйти со своими препаратами в ЕС непросто.

Но тем не менее такие попытки есть. Так, в ноябре этого года Biocad сообщила о получении разрешения на проведение клинического исследования своего противоопухолевого препарата «Фортека» (пролголимаб) в Словакии и Венгрии. На это компании потребуется более €25 млн. Кроме того, производитель намерен вывести на рынки стран ЕС применяемый в лечении псориаза препарат «Эфлейра» (нетакимаб).

Реализация этих планов может стать первым случаем, когда российские инновационные лекарства появятся на европейском рынке, с 2002 года. Тогда компания «Петровакс» (входит в холдинг «Интеррос») вывела в Словакию препарат «Полиоксидоний». По прогнозам Олега Павловского, в перспективе пяти лет доля экспорта в продажах Biocad с учетом стран ЕАЭС превысит 50%, тогда как сейчас составляет около 15%.

Топ-5 стран—импортеров российских лекарств по итогам января—сентября 2019 года

СТРАНА

ОБЪЕМ ПОСТАВОК (МЛРД РУБ.)

ДИНАМИКА ПОСТАВОК (%, ПО СРАВНЕНИЮ С ЯНВАРЕМ—СЕНТЯБРЕМ 2018 ГОДА)

1

Украина (в основном ЛНР и ДНР)

5,3

12

2

Узбекистан

3,9

36

3

Нигерия

1,6

449

4

Латвия

1,1

17

5

Литва

1,1

70

Коммерсантъ