17.06.16

Российские товары переходят все границы

Для стимулирования интернет-продаж российских товаров на иностранных рынках крупные онлайн-игроки должны сами создать канал экспорта, а административную поддержку "русской Alibaba" окажет государство, предлагает Минэкономики. По данным "Ъ", для продвижения за рубежом Российский экспортный центр разрабатывает универсальный бренд "Made in Russia". В проекте готовы участвовать структуры Владимира Евтушенкова, Дмитрия Костыгина, Александра Мамута, интернет-ритейлеры "220 Вольт", Wikimart и др. При этом в американской eBay и китайской AliExpress, с которыми российские экспортеры, согласно предложению властей, будут интегрироваться, не видят экономического смысла строить интернет-площадку "с нуля".

Глава Минэкономики Алексей Улюкаев направил премьер-министру Дмитрию Медведеву проект доклада по содействию экспорту российских товаров с помощью электронной торговли, рассказали "Ъ" несколько источников, знакомых с его содержанием. Представитель Минэкономики Елена Лашкина подтвердила, что проект доклада с предложениями министерства и экспертов направлен в правительство. Итоговый доклад, согласно декабрьскому поручению Владимира Путина, должен быть представлен ему к 1 июля.

Одной из главных задач для стимулирования экспорта товаров из РФ Минэкономики и эксперты видят "создание крупными участниками рынка онлайн-ритейла канала экспортных продаж". Предполагается, что через него малый и средний бизнес будет получать комплекс услуг по принципу "одного окна". Организацию взаимодействия между экспортерами, интернет-ритейлерами, провайдерами услуг, сопутствующих экспорту, институтами развития и госорганами целесообразно осуществлять в "пилотных" регионах, следует из текста предложений. Консультировать по вопросам поставки товаров за рубеж будет Российский экспортный центр (РЭЦ). Экспортеров также ждет "кредитная, страховая и гарантийная поддержка" от Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций и Росэксимбанка. Минэкономики предлагает "усовершенствовать" процедуру идентификации иностранных покупателей, в противном случае у них могут возникнуть сложности при обслуживании в российских банках. Кроме того, министерство предлагает на базе отделений почтовой связи создать выделенные центры приема товарных партий для пересылки на экспорт с оплатой через Почта-банк. Чиновники также возьмутся за продвижение российских товаров за рубежом. Помимо этого, для "повышения уровня доверия иностранных потребителей" Российская система качества будет сертифицировать товары, а РЭЦ — разрабатывать универсальный бренд российских товаров "Made in Russia".

Экспортерами сейчас считаются около 16 тыс. представителей малого и среднего предпринимательства (МСП), или 0,28% от общего числа субъектов МСП. В минувшем году трансграничный сегмент интернет-ритейла в России подскочил на 88%, до 160 млрд руб. Общий объем интернет-торговли в РФ вырос на 16%, до 650 млрд руб., оценивала Data Insight.

Предложения об участии в проекте поступили от онлайн-платформы и аналитической системы Seldon, интернет-магазина Wikimart, медиахолдинга Rambler&Co (владеет, в частности, товарным агрегатором Price.ru), компании "Таможенная карта", Тувинской энергетической промышленной корпорации Руслана Байсарова и онлайн-ритейлера "Юлмарт". По словам источника "Ъ", также участвовать в проекте планирует Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) вместе с созданным ею оператором ООО "Рус Интернет Экспорт". По данным "СПАРК-Интерфакс", 50% этой структуры принадлежит онлайн-ритейлеру "220 Вольт". Кроме того, управляющий партнер "220 Вольт" Алексей Федоров является также президентом АКИТ. Вчера же о своем интересе к "русской Alibaba" в рамках ПМЭФ-2016 заявил основной владелец АФК "Система" Владимир Евтушенков.

"Инструментом продвижения отечественных товаров могут стать глобальные электронные торговые площадки (AliExpress, Amazon, eBay, JD.com и иные), с которыми будет осуществляться интеграция российских информационных систем, в том числе при административной поддержке государства и институтов развития",— говорится в предложениях Минэкономики (есть у "Ъ"). Впрочем, у главы представительства Alibaba Group в России Марка Завадского "нет четкого понимания, как это будет выглядеть и кто будет участвовать". С этим соглашается и гендиректор eBay в России Владимир Долгов. "Создать площадку можно, где трафик на нее взять? Только купить. Экономически достаточно странное решение: построить что-то и потом загонять туда трафик",— рассуждает он. При этом от предлагаемой в правительственном докладе "интеграции" он не отказывается. "Интегрироваться с нами может кто угодно, у нас есть API (интерфейс программирования приложений.— "Ъ"), с нами ничего согласовывать не надо",— говорит господин Долгов.

Коммерсантъ