22.06.06

Российский ритейлер откроется в Китае

Не дожидаясь прихода на российский рынок Wal-Mart, Carrefour и Tesco, красноярская розничная сеть "Алпи" решила конкурировать с ними на чужом поле- в Китае. Как стало известно "Бизнесу", ритейлер намерен до 2008 года открыть в Поднебесной 10 гипермаркетов. Участники рынка называют проект неординарным и сомневаются в его успехе.

Как рассказал "Бизнесу" вице-президент владеющего "Алпи" холдинга "Сибирская губерния" Андрей Граванов, сейчас идет процесс подписания документов с владельцами пекинского торгового центра, в котором сеть арендует помещение под свой первый магазин. Следующий гипермаркет предположительно будет открыт в городе Гуанчжоу. По словам Граванова, площадь китайских "Алпи" будет варьироваться от 10 до 20 тыс. кв. м. В Китае "Алпи" планирует продавать как местные, так и привезенные из России товары, в том числе и под собственными торговыми марками. До 2008 года компания планирует открыть в Китае 10 гипермаркетов. Граванов отмечает, что и арендные ставки в торговых центрах, и общие затраты на открытие одной точки в Китае примерно совпадают с российскими: только на аренду помещений за год будет потрачено $8-10 млн. "Китай- огромный рынок, но магазинов нашего формата мы там практически не обнаружили. Уверены, что сможем там работать",- считает Граванов.

"Алпи" не первая российская компания, которая планирует развиваться в Китае. "Балтика" продает в Китае пиво под брэндом "Болодихай пицзю" ("Балтийское море"). "Конечно, продажи в Китае не составляют существенной части оборота, но мы считаем, что это рынок, который нельзя оставлять без внимания",- рассказывает директор по экспорту "Балтики" Дмитрий Кистев. Успешно в Китае дела идут не у всех: например, производитель компьютерных игр "Бука", открывший в конце 2004 года местный офис, в марте этого года решил уйти с рынка.

"Ошиблись в оценке конъюнктуры рынка, постоянно возникали сложности в работе с местными госорганами: получение лицензии на производство игры занимало год",- объясняет глава "Буки" Игорь Устинов. А Кистев из "Балтики" добавляет, что трудности, с которыми может столкнуться торговая сеть в Китае - замкнутость отдельных провинций, сильно усложняющая логистику.

Китай уже больше 10 лет остается одним из самых привлекательных рынков для ритейлеров. По прогнозам аналитиков, в этом году объем китайского рынка розничной торговли должен приблизиться к цифре в $1 трлн - почти в четыре раза больше, чем в России. Впрочем, и уровень проникновения западных ритейлеров там выше, чем в России. "В конце 2005 года в Китае было представлено более 40 иностранных ритейлеров, причем уровень проникновения сетевой розницы особенно высок в наиболее привлекательных городах",- говорится в исследовании Global Retail Development Index компании AT Kearney. Так, Сarrefour открыл в Китае уже 78 магазинов, Wal-Mart - 58, Tesco- 39.

Конкуренты "Алпи" впечатлены проектом сибирского ритейлера. "В Китае дешевая рабочая сила, но "Алпи" придется потратиться на маркетинг, организацию закупок, логистику",- рассуждает пресс-секретарь "Седьмого континента" Алексей Чураков. С Чураковым соглашается топменеджер одной из сетей гипермаркетов: "Чтобы что-то сделать в Китае им придется, по сути, создать новую компанию, которая не сможет воспользоваться ни одним из преимуществ российской сети".

Впрочем, Кистев из "Балтики" уверяет, что конкуренция на китайском розничном рынке только начинается. Руководитель пресс-службы Wal-Mart Бет Кэк считает, что быстрый рост доходов населения дает шансы новым игрокам на китайском рынке: "Пока там есть место для всех, в том числе и локальных по мировым меркам розничных сетей". А Чураков из "Седьмого континента" не исключает, что "Алпи" сможет в обозримом будущем перепродать свою китайскую сеть: "Туда постоянно приходят новые игроки, и кому-нибудь из них может понадобиться небольшая сеть в качестве стартовой площадки".

Бизнес ; 22.06.2006