29.10.09

Российскую границу закроют на 79 пунктов

Почти 79 из 417 пунктов пропуска через госграницу России не действуют. Об этом заявил в среду руководитель Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ (Росграница) Дмитрий Безделов.

А именно, из 177 установленных автомобильных пунктов пропуска не действует 49, из 80 воздушных не функционирует семь, из 62 железнодорожных — 14, из 75 морских — девять.

«Основные причины плохого функционирования заключаются в отсутствии пунктов пропуска как объектов, а также в отсутствии грузо- и пассажиропотоков. Отмечается фактически полное отсутствие обустроенности речных, пешеходных и особенно железнодорожных пунктов пропуска», — сообщил Дмитрий Безделов.

Также, по его словам, около половины воздушных, автомобильных, железнодорожных и морских пунктов требуют модернизации технического оборудования и оснащения. «Работа по обустройству и созданию необходимых условий для функционирования пунктов не проводилась с момента их установления», — отметил глава Росграницы.

Как уточнил Дмитрий Безделов, в необустроенных пунктах пропуска, функционирующих по временным схемам, полностью отсутствуют комфортные условия для граждан, пересекающих границу в том числе на междугородном общественном транспорте.

Переходов слишком много

В сентябре 2008 года Росграница была определена государственным заказчиком — координатором действующей ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)»; ранее она находилась в ведении Пограничной службы ФСБ России. Сейчас Росграница совместно с ФСБ, ФТС, Минтрансом, Минздравсоцразвития, Минсельхозом, Минэкономразвития и Минфином России разрабатывает проект концепции новой ФЦП «Государственная граница Российской Федерации» на 2011-2016 годы. В ней учтен опыт реализации действующей программы.

Расходы на ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)» не разглашаются. Однако Росграница практически с начала 2009 года декларирует необходимость сокращения около 80 пунктов пропуска. Как утверждают представители ведомства, это никак не отразится на свободе передвижения как участников внешнеэкономической деятельности, так и обычных путешествующих граждан.

«Ликвидированы будут те погранпереходы, которые плохо обустроены, имеют маленькую пропускную способность и, соответственно, мало востребованы. Многие из этих пунктов пропуска были созданы после развала СССР на новых границах с сопредельными государствами и работали по временной схеме, — объяснил ситуацию BFM.ru заместитель главы Росграницы Владимир Гончаров. — Таковые имеются на китайском, монгольском, казахстанском, украинском и прибалтийских участках границы. Процедура закрытия сухопутных пунктов пропуска достаточно длительная, занимает не менее шести месяцев. Совместно с МИДом РФ мы эти вопросы сейчас решаем».

Проводимая оптимизация, как подчеркнул Владимир Гончаров, предполагает не только закрытие пунктов пропуска, но и объединение нескольких в один. Так, например, в Калининградской области из морских пунктов пропуска в Пионерском, Балтийске, Светлом планируется сделать один на базе Калининградского порта. В целом, из 23 работающих погранпереходов в самом западном российском эксклаве планируется оставить порядка 15.

Пункты ценой в миллиарды

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов полагает, что сокращение 79 пунктов пропуска через госграницу может сэкономить миллиарды бюджетных рублей. «Сокращение нефункционирующих пунктов пропуска поможет снизить государственные расходы, в частности то довольствие, которое выделяется на деятельность этих пунктов, — поясняет он в интервью BFM.ru. — Речь идет о зарплате, расходах на электроэнергию, инфраструктуру, оборудование и так далее. Модернизация же действующих пунктов повлечет за собой расходы на первоначальном этапе. В 2010 — 2012 годах можно ожидать роста расходов на госграницу, а затем, в связи с модернизацией, бюджет все-таки сможет получить некоторую экономию».

В целом, как подсчитали в Росгранице, около половины всех пунктов пропуска в России требуют модернизации технологического оборудования и технического оснащения. По результатам проведенного в этом году мониторинга ведомство установило, что наиболее обустроенными пунктами пропуска в России являются пункты пропуска, расположенные в аэропортах.

Из 177 автомобильных пунктов пропуска самыми обустроенными являются пункты, расположенные в Северо-Западном федеральном округе, а самыми низко обустроенными — на границе с Украиной и Казахстаном.

bfm.ru 29.10.09