14.12.06

Россия и Евросоюз: унификация и гармонизация таможенного декларирования

Журнал "Таможня" продолжает разговор о введении новой грузовой таможенной декларации/транзитной декларации, начатый в 18. Сегодня разъяснения по некоторым ее графам дают юристы из Санкт-Петербурга.

В настоящее время ФТС России ускоренными темпами осуществляет унификацию грузовой таможенной декларации в полном соответствии с Единым административным документом ЕС. И это вполне понятно, поскольку на страны Евросоюза сегодня приходится около половины нашего товарооборота, Россия занимает пятое место в списке стран-экспортеров в Европу и шестое -среди покупателей европейской продукции. Так что волей-неволей придется приспосабливаться к евростандартам, чтобы не сбить ритм хорошо отлаженного таможенного процесса и сокращать время прохождения грузов через границу. Сопоставительный анализ двух документов (ГТД и ЕАД) уже проведен экспертами ФТС России и комиссии ЕС в 2005-2006 гг., и возможность присоединиться к единой компьютеризованной системе транзита ЕС (NCTS) у России достаточно высока. Хотя существует и другое мнение, что это необходимый процесс "скрещения" Единого административного документа ЕС и Грузовой таможенной декларации России. Это видно из материалов рабочей группы ЕС по транзиту, которая подробно изучала практическое применение российских таможенных документов и функционирование транзитной системы.

Вследствие проведенной работы Федеральная таможенная служба в августе этого года издала нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми утверждены новые формы комплектов бланков таможенной и транзитной деклараций, а также утверждена инструкция по их заполнению.

Утвержденная новая форма грузовой таможенной декларации претерпела значительные изменения в части информационного содержания. Данные изменения отнюдь не связаны с упрощением заполнения определенных граф или их сокращением. Новые формы грузовой таможенной декларации и добавочных листов к ней будут содержать новые сведения, касающиеся характеристик товаров, сведений о лицах, ответственных за уплату таможенных платежей, данных о корректировках таможенной стоимости и так далее.

Так, в новой форме ГТД появилась новая графа - "Корректировка", в которой будет отражаться в валюте Российской Федерации таможенная стоимость декларируемых товаров, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации (с округлением в соответствии с правилами, применяемыми Банком России). Графа не заполняется, если декларирование товаров различных наименований производится с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД России. Соответственно во вновь введенной графе 43 "Код МОС" необходимо указывать номер метода определения таможенной стоимости декларируемых товаров или код особенностей определения таможенной стоимости отходов в соответствии с классификатором методов определения таможенной стоимости.

Также теперь в ГТД содержатся новые графы, такие, как "Отсрочка платежей", которую необходимо заполнять, если в отношении декларируемых товаров изменен срок уплаты таможенных платежей или платежей при реимпорте (предоставлена отсрочка, рассрочка по уплате таможенных платежей) либо товары заявляются к выпуску под обеспечение уплаты таможенных платежей и "Реквизиты склада".

Часть граф ГТД меняет свое название. Так, 31 графа ГТД "Грузовые места и описание товаров" должна теперь включать в себя информацию об отличительных особенностях товаров вместо простого описания товара. Возможно, это приведет к ужесточению правил заполнения данной графы в сторону более подробного описания товара с указанием марок, серий, номеров и иных технических характеристик товаров. Тем более, что теперь для упакованных товаров дополнительно требуется указывать коды видов упаковки, а для товаров, перевозимых насыпом, навалом, наливом - код вида груза в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов. Кроме того, для маркированных подакцизных товаров помимо серии и количества акцизных марок теперь необходимо указывать номера акцизных марок по каждой серии.

Также появляется новая графа "Цена товара" вместо соответствующей графы "Фактурная стоимость". Возможно, это связано с тем, что под стоимостью сделки в соответствии с Законом "О таможенном тарифе" понимается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию.

Поскольку актуальным вопросом в таможенной системе всегда являлась идентификация перемещаемых товаров и транспортных средств, то оправданно, что графа 21 ГТД также претерпела изменения. Ранее она носила название "Транспортное средство на границе", а в новой форме - "Идентификация и страна регистрации активного транспортного средства на границе". Это изменение касается и графы 18 "Идентификация и страна регистрации транспортного средства при отправлении/прибытии".

Графа 41 ГТД "Дополнительная информация" изменена в части включения в нее дополнительной информации о свидетельстве резидента Особой экономической зоны, свидетельства о включении в реестр владельцев таможенных складов, разрешения о переработке товаров, разрешения о продлении срока по режиму реимпорт и иные сведения, относимые к таможенному статусу субъектов.

По нашему мнению, в связи с введением новой формы таможенной декларации, унифицированной по международным стандартам, весь круг проблем в данной области необходимо разделить на две группы.

Во-первых, это технические проблемы, связанные с формированием нового электронного формата ГТД. Для урегулирования данного вопроса Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России провел открытый конкурс "Модернизация и сопровождение информационно - программных средств ЕАИС таможенных органов на 2006 год с учетом перехода к использованию Единого административного документа", определив победителей по 22 лотам. Тендер "Модернизация программных средств, используемых в деятельности Управления таможенной статистики и анализа ФТС России с учетом перехода к использованию Единого административного документа" выиграла компания РДТЕХ.

- во-вторых, необходимость разработки нового информационно-справочного обеспечения и корректировка отдельных действующих разделов нормативно-справочной информации.

Также в связи с унификацией формы таможенной декларации в соответствии с европейскими стандартами для России справедливо опять рассуждать о присоединении к международным соглашениям: Конвенции о процедуре общего транзита, Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур и Рамочным стандартам безопасности, что неизбежно приведет к внесению изменений в Таможенный кодекс РФ и ряд нормативно-правовых актов.

При этом можно отметить, что весь объем работ по унификации форм деклараций разделяется условно на два этапа. На первом этапе (2005-2006 гг.) решаются в основном вопросы создания внешнего электронного формата в соответствии с Единым административным документом ЕС. Это необходимо для обеспечения интеграции таможенных информационных систем с аналогичными системами таможен и перевозчиков стран ЕС. Данный процесс завершится к 1 января 2007 г., хотя, по источникам из прессы, мы имели предпосылки завершить этот этап в текущем году. На втором этапе (2006-2007 гг.) будет осуществляться внутренняя перестройка структуры хранения данных в целях таможенной статистики, получения аналитических отчетов, оперативно-аналитической работы в системе управления рисками и т. д.

К началу 2007 года в целях обработки и анализа данных, содержащихся в новых формах таможенных деклараций, должен быть разработан совершенно новый программный продукт, которому должны быть обучены как сотрудники таможенной службы, так и представители около таможенной сферы.

Применение ЕАД неизбежно предопределяет изменение национальной нормативно-правовой базы в области таможенного дела, возникновение как организационных вопросов, связанных с переходом на новые правила декларирования товаров, так и разночтений в новых правилах ее заполнения .

Вместе с тем новые правила декларирования товаров в России упростят деятельность участников ВЭД и приведут к ускорению товарооборота. Так, по расчетам Всемирной таможенной организации, унификация документов способствует снижению расходов операторов на 5-10% стоимости таможенной сделки. Также в связи с унификацией единой формы таможенной декларации станет возможным отслеживать перемещение груза на протяжении всего пути следования и заранее выявлять партии товаров, которые необходимо будет подвергать более серьезному контролю со стороны таможенных органов. Подводя итог нашим рассуждениям, хотелось бы отметить, что решение о применении в таможенной практике России единого административного документа безусловно является одним из важных шагов России на пути интеграции в европейские таможенные структуры и единое правовое поле ЕС.

Ксения СИЗОВА, юрист таможенной практики международной юридической организации DLA Piper, к.э.н.

Вильгельмина ШАВШИНА, руководитель таможенной практики международной юридической организации DLA Piper, к.ю.н.

Журнал "Таможня"