12.05.11

Россия игнорирует еврольготы в торговле

Еврокомиссия опубликовала отчет Центра анализа региональной интеграции при университете Sussex и на основании документа предлагает Европарламенту в 2014 году изменить систему предоставления льгот при уплате ввозных пошлин, исключив наиболее развитые страны, включая Россию, из списков участников глобальной системы преференций GSP. Как показало исследование, их отмена обойдется экспортерам из РФ в 2,5% стоимости экспорта из РФ в ЕС — Россией используется не более 10% льгот ЕС. С 2014 года Россия будет иметь два способа сохранить преференции: либо вступить в ВТО, что автоматически восстановит большую часть льгот ЕС, либо подписать с ЕС соглашение о зоне свободной торговли.

Вчера Еврокомиссия опубликовала результаты исследования Центром анализа региональной интеграции при университете Sussex (CARIS) практики использования торговыми партнерами ЕС внешнеторговых льгот при поставках своей продукции в Евросоюз. Этот документ стал основанием для принятого Еврокомиссией решения сократить список стран, для которых действуют таможенные преференции (в виде пониженных импортных пошлин на ряд товаров), с нынешних 176 до 80. Об этом во вторник в Страсбурге заявил комиссар по торговле ЕС Карел де Гюхт. В частности, Еврокомиссия намерена исключить из перечня стран, на которые распространяется один из режимов торгового благоприятствования — GSP (Generalised System of Preferences), и Россию.

Существующая в ЕС с 1971 года система преференций во внешней торговле GSP является одним из нескольких режимов снижения торговых барьеров для экспортеров из развивающихся стран. Компании РФ получили возможность снижения таможенных тарифов (вплоть до обнуления) в рамках GSP в начале 90-х — в основном оно распространялось на сельхозпродукцию, сложные удобрения и продукцию металлургии.

Несмотря на то что, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), ЕС является крупнейшим торговым партнером РФ (по итогам января—марта 2011 года общий объем экспорта из РФ составил $112,8 млрд, из которых более половины, или $58,3 млрд, в страны ЕС), согласно отчету CARIS, подготовленному по заказу Еврокомиссии, основу этого экспорта (60,9%) составляют ископаемые виды топлива, на которые импортные пошлины не распространяются (для стран ЕС — это 23,1% всего закупаемого объема). ЕС является крупным покупателем российской кожевенной продукции (55,1% экспорта РФ направляется в ЕС) и минерального сырья (53,3%). В целом, по данным аналитиков CARIS, РФ входит в группу стран (наряду с Азербайджаном, Китаем, Республикой Конго и др.), доля торговли с ЕС которых, попадающая под преференции, составляет менее 10%. Так, в 2009 году при общем объеме экспорта из РФ в ЕС в $160,7 млрд объем преференций составил ?2,9 млрд ($4 млрд) — 2,5%.

Еврокомиссия обозначила формальный критерий, по которому страны будут лишаться торговых преференций. Участников системы GSP ЕС разделил на три категории: те, которые достигли высокого или выше среднего уровня дохода на душу населения по классификации Всемирного банка (к этой категории в числе прочих — Саудовской Аравии, Катара — оказались отнесены Белоруссия и Россия); страны, у которых есть аналогичный доступ в ЕС (например, по соглашению о свободной торговле или по автономному торговому режиму), и страны, у которых есть альтернативные соглашения о доступе на развитые рынки. "Глобальный экономический дисбаланс сильно сместился за последние десятилетия... таможенные тарифы у рекордных минимумов. Если мы предоставляем льготные тарифы в этой конкурентной среде, большинство должны быть направлены тем, кто больше всех в них нуждается",— пояснил еврокомиссар де Гюхт.

Предложение по сокращению числа стран, получающих льготу, еще будет обсуждаться Советом министров ЕС и Европарламентом, планируемый срок введения системы, направленной на "защиту промышленности ЕС от ориентированных на экспорт экономик и использование торговли как инструмента внешней политики" — 1 января 2014 года. Но российские чиновники уже готовы сдаться: как сообщил вчера "Интерфаксу" представитель Минэкономики, министерство не будет оспаривать планируемое решение. "Это автономная мера ЕС, и в случае ее полной или частичной отмены мы должны будем это просто принять к сведению",— сообщил собеседник агентства.

Как сообщил "Ъ" вице-президент одной из крупнейших российских металлургических корпораций, отмена преференций с 2014 года для России несущественна, "поскольку по большинству интересующих металлургических позиций импортные пошлины ЕС нулевые или очень низки". По словам топ-менеджера компании—производителя минеральных удобрений, которая поставляет в ЕС до 10% своей продукции, "все российские компании, работающие с ЕС, последние два года закладывают в цене возможность отмены льгот". "Изменение торговой европейской политики было давно ожидаемым, поэтому, чтобы не допустить роста цен в случае отмены льготного режима, многие уже балансируют стоимость продукции",— отметил собеседник "Ъ".

После исключения РФ из списка GSP она сохранит возможность расширения использования другого "льготного" статуса ЕС — MFN (Most Favoured Nation). Этим статусом обмениваются по отношению друг к другу члены Всемирной торговой организации. Кроме того, для возвращения таможенных льгот на $4 млрд РФ может подписать с ЕС соглашение о зоне свободной торговли — об этой возможности в конце 2010 года правительство РФ уже заявляло. Напомним, явную конкуренцию РФ в этом процессе составляет Украина, которая, по словам Карла де Гюхта, с большой вероятностью будет пользоваться льготами ЕС и после 2014 года.

Коммерсантъ