Россия может обойти санкции Запада через главный путь Востока
ПРАЙМ. Суэцкий канал может стать новым вектором российско-египетского сотрудничества. До сих пор взаимодействие ограничивалось отдельными проектами, включая создание промышленной зоны. Однако реальные перспективы партнерства гораздо шире. По оценкам экспертов, углубление сотрудничества позволит Москве укрепить позиции на Ближнем Востоке. Для Египта это шанс повысить устойчивость канала к колебаниям глобальной торговли. Укрепление статуса канала как международного хаба в интересах обеих сторон: Россия получает доступ к новым рынкам, а Египет – современные технологии и инвестиции.
Стратегический актив на двоих
Суэцкий канал предложил Москве вывести партнерство на новый уровень. Если сейчас взаимодействие ограничено созданием российской промышленной зоны, то в перспективе стороны могут реализовать куда более масштабные проекты. Для России это открывает ряд преимуществ: от оптимизации логистических маршрутов до укрепления влияния в стратегически важном регионе. Дополнительный бонус – снижение транзитных издержек для отечественного бизнеса.
Важны и политические дивиденды. Усиливается сотрудничество с Египтом – ключевым игроком Ближнего Востока. Каир заинтересован в диверсификации доходов канала, что создает основу для взаимной выгоды. Эксперты подчеркивают: использование этой возможности позволит России закрепиться в глобальной инфраструктуре. Партнерство с Суэцким каналом способно улучшить позиции российских судов с точки зрения уплачиваемых пошлин за прохождение артерии – сейчас это происходит на общих основаниях, отмечает CEO и управляющий партнер SKY Consulting Group, эксперт по развитию бизнеса на Ближнем Востоке Кристина Танцюра.
"Стоит понимать, что Суэцкий канал функционирует по специальной конвенции, которая гарантирует проход судов под любыми флагами – санкционные ограничения не действуют. Для России это хороший альтернативный маршрут поставок товаров в дружественные страны. Более того, сотрудничество с Суэцким каналом, (а это влиятельная независимая коммерческая структура) может быть выгодно российским компаниям не только с точки зрения логистики, но и в плане участия в проектах по развитию самой артерии", – поясняет специалист.
"Мягкая сила" через "Город Солнца"
Планируемое взаимодействие – это расширение сотрудничества, предусмотренного соглашением от 2018 года между Москвой и Каиром (о создании промзоны России в экономической зоне канала). Произведенная в ней продукция может получить классификацию "Сделано в Египте", освобождающую от уплаты таможенных пошлин при последующем экспорте в страны Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки и страны, заключившие торговые соглашения с Египтом, напоминает доцент экономического факультета РУДН Татьяна Крейденко. Кроме того, по словам экономиста, 100 процентов этой продукции может быть реализовано на египетском рынке после уплаты остаточной импортной пошлины и НДС, если товары ввезены через бондовую зону – территорию с особым таможенным статусом.
"Также отечественные комплектующие могут поставляться в промзону без уплаты импортных пошлин или НДС, ставка которого в Египте составляет 14 процентов. Плюс зарплата квалифицированных рабочих в Египте ниже, чем в России. Вдобавок компании-резиденты промзоны получают возможность налоговых вычетов по прибыли и освобождение от налога на имущество. Планируется развитие таких отраслей, как автомобилестроение, фармацевтика, нефтегазовая, горнодобывающая промышленность, а также ядерных технологий. Каир ожидает, что проект создаст 35 тысяч рабочих мест и привлечет около 4,6 миллиарда долларов инвестиций", – уточняет эксперт.
В проекте есть и элемент реализации "мягкой силы" России, продолжает Крейденко. Новый промышленный город в промзоне, который получит название "Город Солнца" (Sun City), будет ярко демонстрировать российское присутствие. "Он будет построен в форме полукруга: восточная часть получит название "Москва", западная – "Санкт-Петербург, а территория между ними получит название "Урал", – рассказывает специалист.
Промзона уже существует юридически: договоренности достигнуты, участок выделен, напоминает, в свою очередь, старший преподаватель кафедры естественно-научных дисциплин Университета "Синергия" Кирилл Щербаков. По его мнению, при грамотной реализации это может стать площадкой не только для сборки техники, но и для производства стройматериалов, удобрений. Вполне вероятно появление предприятий по переработке нефти или выпуску товаров, ориентированных на рынки Ближнего Востока и Африки.
"Это будет не просто экспорт, а выход на локальные рынки через присутствие на месте. Кроме того, проект может стать якорем для российских компаний, стремящихся уйти от зависимости от западной логистики и создать новые цепочки поставок. При системной и долгосрочной реализации Россия сумеет выстроить стратегию новой торгово-промышленной географии", – поясняет экономист.
Суэцкий шлюз России
Египту совместные проекты с Россией дают шанс усилить свою роль как логистического и производственного узла между Африкой, Азией и Европой. В условиях, когда конкуренция между игроками растет, Каир получает возможность сбалансировать внешнеполитические векторы. Что же касается России, то партнерство с Суэцким каналом открывает массу возможностей, продолжает Щербаков.
"В частности, это укрепление позиции Москвы на одном из важнейших торговых маршрутов мира. Это – стратегическая артерия, через которую проходит значительная часть мировой торговли, и присутствие там дает России преимущество в обходе санкционных барьеров. Можно получить более выгодные условия для развития транзитной торговли с Африкой и Азией. Это позволит укрепить связи с партнерами по БРИКС и странами Глобального Юга, расширяя экономическое влияние без необходимости прямого доступа к европейским портам", – конкретизирует экономист.
Таким образом, стратегическое партнерство с Суэцким каналом открывает перед Россией целый спектр уникальных возможностей. Помимо очевидных логистических преимуществ – сокращения издержек и обхода санкционных ограничений – Москва получает мощный инструмент экономического влияния в ключевом регионе. Создание промышленной зоны с перспективой выхода на рынки трех континентов формирует прочный фундамент для долгосрочного присутствия в регионе. Россия сможет не просто адаптироваться к текущим геоэкономическим вызовам, но и активно формировать новые торговые коридоры. Этот альянс станет не просто выгодным, а стратегическим "шлюзом", соединяющим национальные интересы России с возможностями Глобального Юга. Как показывает практика, в современной политике контроль над транспортными артериями определяет реальный вес игроков на мировой арене.