11.02.21

Россия наращивает агроэкспорт в Индию

Как рассказали корреспонденту журнала “Агротайм” в ФЦ “Агроэкспорт”, в 2020 году Россия экспортировала в Индию 585 тыс. тонн продовольственных товаров, что на 26% больше показателя 2019. В денежном выражении объем поставок увеличился на 71% до 400 млн долл. Таким образом, по данным ФТС, среди крупнейших импортеров российской продукции АПК Индия поднялась с 23-го на 15-е место.

Столь значительную динамику во многом продолжила обеспечивать масложировая продукция. Так, если в 2019 году Индия вошла в топ-5 покупателей российского подсолнечного масла, то в 2020 заняла 3-е место: за минувший год отгрузки выросли на 91% до 460 тыс. тонн на сумму 333 млн долл. (в 2 раза больше). Максимальные объемы были закуплены в январе-марте — 214 тыс. тонн или почти половина годового объема отгрузок подсолнечного масла в эту страну.

В июне 2020 года Индия возобновила импорт соевого масла из России. По итогам года его поставки составили 45 тыс. тонн на 30 млн долл., в то время как 2019 году закупки данного продукта не осуществлялись.

Рекордный урожай масличных культур в России в сезоне 2019/20 привел к увеличению производства масел, как для внутреннего потребления, так и на экспорт, отметил «Агроэкспорту» независимый эксперт Илья Ильюшин. Развитию экспортных поставок, в том числе в Индию, способствовала и мировая конъюнктура, так как цены на подсолнечное масло были сопоставимы с ценами на другие основные растительные масла – соевое и пальмовое. Однако с поступлением урожая 2020 года ситуация изменилась. «Производство подсолнечника в России и на Украине оказалось ниже прошлогоднего, что привело к значительному росту цен на подсолнечное масло. В результате в сентябре-декабре мы увидели снижение экспортных продаж в сравнении с аналогичным периодом 2019», – констатировал Ильюшин.

Индия также является одним из ведущих покупателей в России зернобобовых культур (3-е место в 2019 и 2020), однако в прошлом году импорт снизился в 3 раза до 73 тыс. тонн на 29 млн долл. (в 2,2 раза меньше). В том числе ввоз нута сократился на 35% до 71 тыс. тонн, а гороха – со 105 до 1,2 тыс. тонн.

Индия входит в топ-15 мировых экспортеров продовольственных товаров. Республика занимает 1-е место среди мировых экспортеров риса и ракообразных, а также является крупнейшим производителем специй, бобовых культур, молока, чая, вторым производителем пшеницы, риса, фруктов и овощей. Благодаря разнообразию почвенно-климатических условий в году есть два сельскохозяйственных сезона – летний (хариф) и зимний (раби). В летний сезон, который длится с апреля по сентябрь, выращивают рис, кукурузу, сорго, просо, сою, хлопок; в зимний, с октября по март, – пшеницу, кукурузу, ячмень, овес, нут, горчицу.

Более 40% земель в Индии подходят для сельскохозяйственного использования, однако агросектор страны в значительной степени представлен небольшими и низкопродуктивными фермами, которые имеют крайне ограниченные финансовые и технологические возможности для внедрения современных методов производства и повышения урожайности. Кроме того, отрасль в значительной мере зарегулирована государством. В 2020 году в стране был принят ряд законодательных актов, вводящих рыночные механизмы в сельском хозяйстве и обеспечивающих большую открытость для мировой экономики, однако нововведения вызвали массовые протесты фермеров.

Несмотря на то, что Индия является нетто-экспортером продукции АПК, государство – крупнейший в мире импортер растительных масел, также из-за рубежа ввозятся значительные объемы бобовых культур, орехов, кормов для животных. По данным ITC Trade Map, в 2019 году импорт продовольствия составил 19 млрд долл., половина этого объема пришлась на растительные масла – пальмовое (5,4 млрд долл.), соевое (2,3 млрд долл.) и подсолнечное (1,8 млрд долл.). Основные поставщики продукции АПК на индийский рынок в 2019 году – Индонезия (16%), Малайзия (12%), Аргентина (10%).

В последние годы Индия стремится нарастить внутреннее производство растительных масел для снижения импорта. В настоящее время страна ежегодно производит около 7 млн тонн масел (преимущественно рапсового, хлопкового и соевого), тогда как внутреннее потребление в 2019 году оценивалось примерно в 23 млн тонн, согласно данным Fitch. В предвыборной программе партии «Бхаратия Джаната» (одна из двух основных политических партий Индии) в 2019 году заявлялось о намерении вывести страну на самообеспеченность масличными культурами. Однако аналитики скептически оценивают возможность достижения этой цели. По прогнозу Fitch, к 2024 году внутреннее производство пальмового масла составит менее 320 тыс. тонн, в то время как потребление – почти 12 млн тонн, на 2,8 млн тонн больше показателя 2020.

Ввиду роста населения и увеличения доходов Индия является одним из быстрорастущих рынков. По прогнозу Fitch, в период с 2021 по 2024 год расходы населения на продовольствие будут расти в среднем на 9% в год, в результате чего они увеличатся с 42,4 трлн рупий (550,8 млрд долл.) в 2021 году до 55,4 трлн рупий (676 млрд долл.) в 2024, а доля домохозяйств с располагаемым доходом более 5 тыс. долл. вырастет с 38,6% до 50,8%. Это приведет к росту спроса на более дорогие и премиальные продукты, а рацион потребителей изменится в сторону увеличения доли мяса и кондитерских изделий.

Агротайм