24.10.22

Россия ожидает роста товарооборота с Турцией и странами Южной Азии

Главными транспортными коридорами для российского экспорта и импорта стали "Север-Юг" и "Запад Восток". Рост товарооборота по этим направлениям власти намерены поддержать развитием логистических маршрутов, ускорением и упрощением таможенных процедур.

В середине июля российский бизнес подстроился к новым условиям внешнеэкономической деятельности. "С середины июля мы идем очень ровно, немножко поступательно, по чуть-чуть мы прибавляем и поставки основных товаров народного потребления, продовольственных товаров, у нас с этим серьезных проблем нет", - раскрыл подробности состояния российской внешней торговли заместитель главы ФТС России Руслан Давыдов в ходе форума "Сделано в России".

При этом за счет роста цен на мировых рынках на энергоносители, стоимостные объемы экспорта даже увеличились. По итогам 8 месяцев 2022 года номинальная стоимость товаров несырьевого неэнергетического экспорта в денежном выражении также выросла на 7% по сравнению с прошлым годом до 125 млрд долларов, заявил премьер-министр Михаил Мишустин в ходе международного экспортного форума "Сделано в России".

Товарооборот с отдельными странами вырос очень сильно. Среди таких стран - Турция. "У нас практически 47 млрд долларов - это товарооборот с Турцией только за 9 месяцев. Это рост почти в два раза по сравнению с прошлым годом. Основу этого роста занимает торговля, в первую очередь, энергетическими товарами - нефть, газ, уголь, нефтепродукты, но наблюдается и заметный рост несырьевого нашего неэнергетического [экспорта, "РГ"], который вырос на 19% до 10,5 млрд долларов. Поставки в Турцию растут и в древесине, целлюлозе, в переработке достаточно значимый рост в 1,6 раза до 1,5 млрд долларов. В продукции химической промышленности, это пластмассы, каучук и так далее", - рассказал замминистра экономического развития Владимир Ильичев на форуме.

Многие компании, буквально за несколько месяцев восстановили эффективную логистику в Азово-Черноморском бассейне, кратно увеличили грузооборот в направлении Каспия, а сейчас работают над организацией более эффективной, более масштабной логистики через порты Дальнего Востока. "Мы будем развивать коридор Север-Юг. Это коридор через Азербайджан на территории Ирана с выходом на логистику к странам Персидского залива и Индии, и страны юго-восточной Азии. Это работа впереди", - отметил вице-президент РЭЦ Станислав Георгиевский.

Такой разворот стал серьезным испытанием для транспортной системы России, которая и до этого по отдельным направлениям работала на пределе своих пропускных способностей. Так, по данным таможенной службы в сентябре и августе порты Дальнего Востока оформили по 64 тысячи контейнеров. Это исторический рекорд. Существенный прирост идет и по южному направлению, которое будет все больше и больше востребовано. "Да, есть пока проблемы с сухопутными пунктами пропуска. Они находятся в стадии реконструкции, мы сейчас работаем в состоянии стройки, которую ведет Минтранспорт. Надеемся, что к концу этого года, по крайней мере нам так обещают, основные проблемы со стройкой на сухопутных пунктах пропуска, на российско-грузинской, на российско-азербайджанской границе будут решены", - сообщил Давыдов.

Эффективность коридора Север-Юг в этом году была обеспечена за счет мультимодальных перевозок. Для дальнейшей расшивки "узких мест" в этом коридоре необходимо синхронизировать усилия всех участников. "Для того, чтобы этот коридор заработал необходима кооперация транспортных компаний и государственных органов на этом коридоре, создание привлекательных тарифных условий и поддержка со стороны институтов развития всех необходимых элементов для российских экспортёров и транспортных компаний", - считает генеральный директор АО "РЖД Логистика" Дмитрий Мурев.

В целом, к 2025 году, только лишь товарооборот с Турцией может вырасти до 60 млрд долларов, подсчитали в минэкономразвития. И это консервативные оценки. Насколько они реализуются зависит и от состояния мировой экономики, и от цен, на основные экспортные российские товары, и от того насколько полно будут реализованы планы по донастройке транспортных коридоров. "Вопрос логистики в этом году обсуждали неоднократно на самом высоком уровне. На текущий момент, насколько нам известно, действует восемь линий на море. Поэтому мы исходим из того, что будет до 2025 года и в следующем году значимый рост товарооборота", - сказал Ильичев.

Российская газета