26.10.09

Россия отметила День таможенника

Главный Северо-Западный таможенный начальник палил из пушки и вручал погоны. Но сегодня Михаилу Прокофьеву особо не до праздников - СЗТУ выбрано полигоном для таможенных реформ.

Александр Щерба, корреспондент:

«Зажженный огонь на Ростральных колоннах, торжественный парад и полуденный выстрел из пушки как завершение праздника. Но теперь перед таможней поставлены такие задачи, что в ближайшее время им будет совсем не до торжеств. Проект по выводу всех контейнерных терминалов за пределы города в России еще никогда не реализовывали. Как будет проходить этот процесс? Сколько на него отведено времени?»

Статистика, которую озвучил руководитель Северо-Западного таможенного управления Михаил Прокофьев, действительно поражает. Несмотря на «кризисный» год, таможенные сборы в федеральный бюджет - почти 2 миллиарда рублей в день. За 9 месяцев собрано почти 330 миллиардов. Но это только начало. Реорганизация таможни – вот главный вопрос, которым сегодня озадачен генерал Прокофьев. Его управление выбрано в качестве экспериментальной площадки.

Первый шаг реорганизации - сокращение количества таможень путем их объединения. Не потому что плохо работают, а потому что могут функционировать еще лучше. Уже к лету следующего года объединятся Балтийская и Санкт-Петербургская таможни.

Летом 2010 года должно состояться еще одно не менее важное событие. В поселке Янино откроется таможенно-логистический комплекс.

Александр Щерба, корреспондент:

«Еще год назад здесь был густой лес. Сегодня пейзаж напоминает морской порт Петербурга. Поэтому неслучайно у этого комплекса есть второе неофициальное название – «сухой порт». Именно такими комплексами уже через год город будет окружен со всех сторон. И это главная концепция таможни – как вывести весь грузопоток за пределы города».

По такой схеме уже давно работают в Европе. Территорию морского порта в Хельсинки застроили элитным жильем, а несколько причалов обслуживают лишь туристические суда.

Процесс этого переезда из центра города прошел безболезненно всего за три с небольшим года. Сейчас морской порт столицы Финляндии это туристическая зона. Скорее всего, полностью скопировать «финский» вариант в Петербурге не получится. Как говорят в таможне, на прежнем месте останутся специализированные грузы. Например, зерно, песок или древесина. Но даже в этом случае освободятся сотни гектаров земли.

Игорь Сталоверов, директор таможенного логистического комплекса:

«Это выгодно для Петербурга - будет меньше грузовиков. КАД построена с учетом дальнейшего развития. Я надеюсь, что перемещение таможни сюда избавит город от грузовиков».

В 3 раза больше, чем в Янино, будет терминал в Шушарах. Его территория это 150 футбольных полей. Весь груз, который поступит морским путем в Петербург, уже через сутки будет доставлен сюда. Здесь же будет проходить процесс растаможивания и отсюда, по Кольцевой, груз повезут до пункта назначения.

Михаил Прокофьев, начальник Северо-Западного таможенного управления:

«Эта система позволит увеличить оборачиваемость порта. Если мы в три раза сократим время нахождения контейнеров в порту, то в три раза увеличим грузооборот».

На реализацию этих грандиозных планов петербургским таможенникам отведено 3 года. Город сможет вздохнуть глубоко – большегрузы выведут за Кольцевую, а морской порт поменяет статус с грузового на туристический.

100 ТВ; 26.10.09