06.04.15

Россия пойдет по «шелковому пути» с Монголией

Китай предложил России создать китайско-монголо-российский экономический коридор.

Китай считает целесообразным создать китайско-монголо-российский экономический коридор. Он будет проходить через весь евразийский континент и станет воплощением китайской идеи построения пояса Шелкового пути, заявили в МИД КНР. Также «пояс» должен стать «новой платформой для развития трех стран».

Идею создания экономического коридора подал глава китайского министерства Ван И во время встречи с министром иностранных дел Монголии Лундэнгийном Пурэвсурэном.

«Между Китаем, Россией и Монголией существуют огромные возможности для развития сотрудничества. В этой связи китайская сторона предлагает создать китайско-монголо-российский экономический коридор. Его появление будет означать воплощение китайской идеи построения экономического пояса Шелкового пути «один пояс-один путь», монгольской идеи «степного пути» и российской идеи трансевразийского коридора», - сообщается в заявлении МИД.

Идея строительства нового Шелквого пути, который должен соединить Китай со странами Европы, укрепить сотрудничество с Азией и Африкой, прозвучала в 2013 году от председателя КНР Си Цзипиня. Теперь, судя по всему, строить его будут три страны, а не одна. «Мы уверены, что это принесет практическую выгоду не только народам трех стран, посодействует развитию трех стран, но и станет новым мощным толчком для развития всей Евразии», - добавил Ван И. По сути это станет новым коридором сотрудничества, проходящим через весь евразийский континент, «новой платформой для развития трех стран».

Ван И выразил надежду на сотрудничество и понимание необходимости в таком коридоре со стороны России и Монголии, для чего КНР намерена усилить контакты обеими сторонами для выработки соответствующего плана и дорожной карты, а также реальными действиями продвигать построение коридора.

С точки зрения истории идея не нова, указывает экономист брокерской компании FBS Денис Тетюшин. Другое дело, если посмотреть на данное предложение с экономической и геополитической точек зрения. С экономической точки зрения, очевидно, что самые большие выгоды от данного коридора получат Китай и Россия, в то время как Монголия, по сути дела, будет являться не более чем их партнером. С геополитической же точки зрения, коридор – это соединение Китая с Европой, в которой он так нуждается для поддержания развития своей экономики.

Для России подобный экономический коридор мог бы стать глотком свежего воздуха в виде инвестиций, считает эксперт. К сожалению, подсчитать выгоду на данном этапе не представляется возможным, однако можно точно утверждать, что сотрудничество с Поднебесной будет дополнительно стимулировать экономику России. Из дополнительных преференций стоит выделить возможные налоговые льготы, а также создание особого таможенного режима, что, безусловно, позволит снизить издержки при реализации данного проекта.

Вообще же в сложившейся геополитической обстановке разворот России в сторону Востока не ограничивается лишь Китаем, напоминает партнер группы компаний vvCube Даниил Кириков. Понятно, что стали крепнуть и отношения между Россией и Монголией. В частности, об этом свидетельствует февральский визит в Монголию председателя Госдумы РФ Сергея Нарышкина, который подчеркнул, что укрепление стратегического партнерства с этой дружественной страной является одним из внешнеполитических приоритетов России.

Об увеличении значимости «монгольского направления» свидетельствуют и иные встречи на высшем уровне. Так, в марте 2015 года монгольские представители приняли участие в X юбилейном форуме ШОС в Ханты-Мансийске, а в июле они будут присутствовать на саммите организации в Уфе. Что примечательно, в мае 2015 года президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж будет участвовать в мероприятиях в Москве по случаю 70-летия Победы СССР в Великой Отечественной войне.

За дипломатической активизацией должна логически последовать и экономическая, считает эксперт, ведь двусторонние экономические отношения двух стран оставляли желать лучшего. Несмотря на то, что Россия расположена на втором месте во внешней торговле Монголии после Китая, товарооборот между государствами снижается: в 2013 году на 15,8 процента (до 1,6 млрд долларов), а в первом полугодии 2014 года - еще на 13,1 процента (из-за сокращения поставок нефтепродуктов, машин и оборудования). В связи с этим вовлечение Монголии, расположенной в самом сердце Азии и обладающей большими запасами минерального сырья, в экономический коридор между Россией и Китаем и в самом деле должно придать импульс развитию отношений между двумя странами.

Надо понимать, указывает Анатолий Якименко, гендиректор компании «Литиевые технологии для энергетики», член экспертного совета консалтинговой группы «Беспалов и партнеры», что Монголия - традиционная сфера влияния России и СССР . Монголия - это, в первую очередь полезные ископаемые. Например, месторождения меди и молибдена в районе Эрдэнэта, плавиковый шпат, использующийся в металлургии, химической промышленности. Значение Монголии возрастает в связи с планами создания транспортных коридоров между Россией и Китаем - проект высокоскоростной магистрали Москва-Пекин. Большой вес имеет этот партнер и для планов опережающего развития российского Дальнего Востока. Также нужно учитывать, что монгольские элиты опасаются чрезмерного усиления китайского влияния в экономике страны и заинтересованы в сохранении и расширении российского присутствия.

В целом, заключает член совета учредителей Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Кузьмин, треугольник: Китай-Монголия-Россия - постоянно требует адекватной политики развития. Монголия богата сырьем, но бедна квалифицированными кадрами и инфраструктурой. В то же время территория Монголии вполне хороша как еще один транспортный коридор на пути Китай-Россия, попутно обеспечивая развитие собственно Монголии. Политически Монголия традиционно пытается совместить ориентацию на Россию с ориентацией на Китай: соседей больше нет, экспорт - только в и через Россию и Китай. Так что расширение сотрудничества в этой тройке по предложенному Китаем пути - максимально вменяемое, отвечающее общей динамике последнего времени.

Expert.ru