19.10.05

Россия пресекает молдавский импорт на корню

Из-за нехватки акцизных марок закрылся первый коньячный завод

Как стало известно "Ъ", в Молдавии прекратил работу один из крупнейших производителей коньяка - компания "Бардар", принадлежащая бывшим владельцам "Пивоварни Ивана Тара-нова". На заводе закончились российские акцизные марки, без которых в Россию не может быть привезена ни одна бутылка алкоголя. Таким образом, в необъявленной торговой войне, которую Москва ведет против Кишинева, появилась первая жертва. Если вслед за "Бардаром" закроются и другие предприятия, цены на весь алкоголь в России могут вырасти на 15-20%. О том, что "Бардар" прекратил работать, "Ъ" сообщил глава молдавского Союза экспортеров винодельческий продукции Георгий Козуб. Глава управляющей заводом компании "Винорум" Игорь Ким подтвердил "Ъ" эту информацию. По его словам, последние отгрузки в Россию были произведены еще в начале сентября. Остановку производства на предприятии объясняют нехваткой российский акцизных марок - 85% продукции предприятия поставлялось на российский рынок.

Завод "Бардар" расположен под Кишиневом и является четвертым производителем коньяка в Молдавии. Предприятие принадлежит гибралтарскому Vinorum Holdings Ltd, владельцем которого является Detroit Investments Beverages (бывший владелец "Пивоварни Ивана Таранова"). Оборот компании составляет около $7 млн в год. Основная марка - Vinorum.

Проблемы у импортеров молдавского алкоголя возникли в сентябре этого года: федеральная таможенная служба (ФТС) увеличила срок выдачи акцизных марок с трех недель до 50 дней. В ФТС заявили, что задержки объясняются высоким спросом на марки со стороны импортеров в преддверии вступления в силу закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (см. вчерашний номер "Ъ"). Согласно этому документу, с нового года маркировка импортной алкогольной продукции будет осуществляться не в местах производства, а непосредственно в России. По уверениям ФТС, задержки с выдачей марок касаются абсолютно всех. Однако реально пострадала от нововведения только одна страна - Молдавия. Импортеры остальных стран под ограничения не попали. Это дало основание наблюдателям заявить, что изменения стали следствием необъявленной торговой войны, которую ведет Кремль против несговорчивого президента Молдавии Владимира Воронина ("Ъ" подробно писая об этом 26 сентября).

По данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), за восемь месяцев 2005 года в Россию из Молдавии было поставлено 17 млн дал вина и виноматериалов и более 10 тыс. дал коньяка. Общий оборот поставленной продукции составил около $150 млн.

"Бардар" стал первым молдавским винодельческим предприятием, остановившим свое производство после того, как ФТС изменила механизм выдачи акцизных марок. "Завод слишком поздно обратился в российскую таможню за акцизными марками, - рассказал господин Козуб. - И они у него закончились. Думаю, что восстановить производство, если получат марки, они смогут не ранее конца этого месяца". По уверениям опрошенных "Ъ" импортеров молдавского алкоголя, остальные предприятия пока продолжают работать. "Я слышал только об увеличении сроков выдачи акцизных марок, - говорит коммерческий директор "Дионис-клуба" Олег Ильниц-кии. - Не думаю, что это скажется на алкогольном рынке с учетом имеющихся запасов у дистрибуторов".

Однако у экспертов рынка нет уверенности в том, что все молдавские компании продолжат работать в прежнем режиме. "Мы все делаем вид, что ФТС просто увеличила срок выдачи марок, - говорит глава НАА Павел Шапкин. - Даже в то время, когда президент Молдавии прямо говорит о том, что его шантажирует Россия". При этом, по мнению господина Шапкина, в ближайшее время могут начать закрываться и другие предприятия, что повлечет за собой рост цен на молдавскую продукцию. ""Бардар" - крупный производитель, но ценообразование рынка зависит от таких компаний, как BarzaAlbe, Kvint и Aroma. Если закроются они, то цены на коньяки и другой алкоголь в России вырастут моментально на 15-20%, - считает глава НАА. - Демократичная стоимость молдавской продукции была сдерживающим фактором для всего рынка".

Коммерсантъ 19.10.05