11.12.14

Россия в международной торговле: два шага вперед, один шаг назад.

Этим ленинским выражением можно примерно охарактеризовать топтание России в рейтинге Doing Business в категории «Международная торговля». Существенных сдвигов за прошедший год так и не произошло, и Россия заняла «почетное» 155 место. Напомним, что рейтинг характеризует легкость ведения бизнеса в нашей стране и по замыслу призван способствовать улучшению инвестклимата. Правда, о каком улучшении инвестклимата или ведения международной торговли можно говорить на фоне происходящих событий в мире – вопрос чисто риторический. Но президент своих указаний по выведению России на передовые позиции, как известно, не отменял, и людям государевым впору бы призадуматься, а как, собственно, это самое указание в новых сложившихся реалиях исполнять, поскольку 2018 год нагрянет неожиданно, а запланированного 17 (!) места по позиции «Международная торговля» такими темпами не достичь.

Напомним, что в целях улучшения ситуации в сфере ВЭД существует Дорожная карта по совершенствованию таможенного администрирования, согласно которой приличная часть мероприятий должна была быть исполнена в этом году. В недавнем интервью «Российской газете» Андрей Бельянинов заявил: «все, что заложено в "дорожных картах", мы методично выполняем, и будем выполнять».

И, надо сказать, Федеральная таможенная служба немало попыхтела для того, чтобы в глазах бизнес-сообщества выглядеть достойно. Худо-бедно был запущен механизм категорирования участников ВЭД, в результате которого «крупняки» вздохнули с облегчением. Во-вторых, был существенно подсокращен список документов, прикладываемых к таможенной декларации. Правда, это не сильно облегчило жизнь участникам ВЭД, поскольку не отменило необходимости в получении этих документов. В-третьих, были существенно расширены возможности «удаленного выпуска» товаров через ЦЭДы. Правда, результаты такого расширения уже напугали главного таможенного босса, и он уже намекнул журналистам, что не прочь включить уже и «заднюю». В-четвертых, существенно, и это надо признать, сократились сроки выпуска товаров. Даже с беготней по постам, даже кое-где с бумажными документами, но выпускать стали быстрее. В-пятых, упорно двигают тему удаленной оплаты таможенных платежей. Не сказать, что представления таможенников и бизнеса совпадают в этом вопросе, но хоть что-то делается. Что-то делается по упрощению административных «преследований», хоть споры по 16-й главе КоАП в экспертных кругах идут по сей день. И самое главное – таможня начала разговаривать с участниками ВЭД. Пусть где-то сквозь зубы, где-то отмахиваясь, но в большинстве случаев - вполне адекватно. Поэтому, отсутствие какого-то существенного прогресса в последнем рейтинге DB несколько озадачило руководство ФТС.

Ясно, что никакие кулуарные заигрывания с околотаможенными активистами, прибившимися к АСИ, или Клубом лидеров, не могут принципиально поменять ситуацию. Активисты меняются, как только у них приходит понимание невозможности реализации привнесённых собственных идей, а члены Клуба лидеров, ударившись в разрекламированный проект «Контрольная закупка», с помощью «Вестей 24» констатируют на всю страну очевидные вещи, вызывающие удивление разве что у Андрея Юрьевича. Масла в огонь подливает мягкий саботаж со стороны других государственных органов, так или иначе задействованных в мероприятиях Дорожной карты, и крайне не заинтересованных в существенной ломке механизмов своей работы. В целом, процесс реализации мероприятий Дорожной карты показал, что госорганы планомерно действуют в сугубо своих ведомственных интересах, соглашаясь с мнением бизнеса лишь в тех моментах, которые способствуют решению собственных задач. В этой связи, можно констатировать, что смысл совместной работы экспертов и таможенников свелся только к тому, что чиновники ежеквартально просят экспертов подтвердить выполнение того или иного пункта, но при этом упорно не желают принимать какие бы то ни было новые идеи и предложения, идущие от бизнеса.

Общественная панель мониторинга исполнения Дорожных карт, созданная усилиями АСИ под названием инвестклимат.рф, в итоге оказалась заброшенной. Судя по информации на портале, фактическое исполнение Дорожной карты по таможне на сегодняшний день составляет всего 19%, мероприятия со сроком исполнения январь 2014 года по сей день находятся в статусе проверки. Это свидетельствует об отсутствии интереса к протекающим процессам со стороны как бизнес-сообщества, так и самого АСИ.

Так может, и не надо ничего делать? Пусть каждый занимается своим делом: бизнес делает деньги, а чиновники осуществляют государственный контроль. Тем более, что обвалившийся рубль, как ни парадоксальным это покажется, поможет в следующий раз вытянуть Россию на более достойную позицию в рейтинге, потому как тарифы перевозчиков и таможенных представителей (один из элементов методики подсчета) не смогут за короткий срок вырасти до своих докризисных значений в долларовом эквиваленте. А придет год 2018-й, там и посмотрим, что из всей этой истории получилось…

ПРОВЭД