22.08.16

Россия возвращается на рынки традиционного присутствия

Развитие несырьевого экспорта в России – одна из главных задач, которую решает Российский экспортный центр (РЭЦ), созданный в апреле 2015 года.

О деятельности Центра в интервью ТПП-Информ рассказал генеральный директор АО «Российский экспортный центр» Петр Фрадков.

– Президентом РФ Владимиром Путиным была поставлена задача обеспечить увеличение объемов несырьевого экспорта в период до 2020 года на уровне не менее 6% ежегодно. Именно для достижения этой цели и был создан Российский экспортный центр. Так ли это?

– Действительно, Центр стал одним из важнейших шагов на пути к достижению этой цели, которая и по сей день не теряет своей актуальности. Основная идея РЭЦ заключается в консолидации всех механизмов поддержки экспорта, которые за последние два-три года были созданы усилиями государства.

Поддержку экспортной деятельности оказывают такие профильные госструктуры, как Минэкономразвития, Минпромторг, Минфин, Минтранс, ФТС, ТПП РФ и ряд других федеральных организаций, региональные власти. И у каждого из них отработаны определенные компетенции по части финансовых и нефинансовых инструментов. Помимо этого создана региональная инфраструктура, которая включает в себя региональные центры поддержки экспорта, региональные интегрированные центры (РИЦ), территориальные органы Минпромторга, региональные отделения Торгово-промышленной палаты и местные органы исполнительной власти. За рубежом работу по поддержке российских экспортеров проводят торговые представители. До появления РЭЦ экспортер был вынужден по разным вопросам обращаться к каждому из упомянутых участников.

Создавая Российский экспортный центр, правительство исходило из необходимости сформировать связующее звено, которое сможет сделать работу системы поддержки экспорта максимально эффективной за счет консолидации существующего инструментария. Для полноценного функционирования «единого окна» мы приняли решение интегрировать в группу компаний непосредственно сам РЭЦ, развивающий комплекс мер нефинансовой поддержки, страховое агентство ЭКСАР и Росэксимбанк, которые предоставляют страховые и финансовые услуги как российским предпринимателям, так и их зарубежным партнерам. Такой формат позволяет экспортерам получить всю необходимую поддержку – как финансовую, так и нефинансовую.

Помимо практической помощи конкретным проектам миссией Центра является создание благоприятных условий для роста российского экспорта за счет объединения государственных возможностей с бизнес-клиентоориентированным подходом. Наша работа заключается в том числе в содействии устранению «узких мест» в экспортной деятельности и формированию здорового предпринимательского климата.

– Кто обращается в РЭЦ и какие продукты предлагает Центр?

– Среди наших клиентов – представители самых разных отраслей: машиностроение, АПК, IT, химическая, фармацевтическая промышленность и многое другое. Наши клиенты работают со странами Азии, СНГ, Африки, Южной Америки и Европы.

За сравнительно небольшое время работы в РЭЦ поступило более 1200 различных запросов от компаний-экспортеров, проведены сотни консультаций по вопросам экспорта товаров и услуг. Более 200 проектов формализованы в формате проектной поддержки, а по 140 проектам подписаны индивидуальные планы.

Специалисты РЭЦ готовы предоставить информацию об общем порядке экспортных операций, о внешних рынках, оказать помощь в поиске партнеров, структурировать проект и оформить экспортный контракт, предоставить переговорную поддержку, при необходимости привлекая страховой и финансовый инструментарий по линии ЭКСАРа и Росэксимбанка. Также мы организуем зарубежные бизнес-миссии, содействуем в решении проблем с сертификацией, лицензированием, защитой прав на интеллектуальную собственность, консультируем по вопросам таможенного оформления, налогообложению и так далее.

Возможности, которые предоставляет РЭЦ, различаются для крупных экспортеров и представителей малого и среднего бизнеса. У крупного бизнеса, как правило, уже есть давно налаженные связи, ему нужна помощь по закрытию политических или коммерческих рисков, в случае, например, если экспорт идет в страны со сложной политической структурой или нестабильной платежной дисциплиной. Для малого бизнеса ключевой запрос – в нефинансовой поддержке.

– Какой опыт в развитии экспорта стоило бы почерпнуть из советского прошлого?

– Советскую модель с государственной монополией на внешнюю торговлю трудно соотносить с рыночной моделью современной России. Однако определенные положительные моменты можно отметить. Так, например, нельзя не оценить уровень стратегического планирования по вопросам реализации инфраструктурных проектов за рубежом – такие проекты формировали устойчивые торгово-экономические отношения между странами. Более того, СССР обучал местных специалистов для работы с поставленным оборудованием, тем самым формируя будущую элиту данных государств.

При этом стоит признать, что в советское время далеко не всегда просчитывали экономическую эффективность подобных шагов. И все-таки опыт других стран показывает, что формирование такой инфраструктурной «привязки» может давать вполне ощутимую экономическую отдачу. То, что Россия сегодня постепенно возвращается на рынки традиционного присутствия, может стать тем позитивным фактором, который позволит ей конкурировать со странами Европы и такими азиатскими гигантами, как Китай.

– Реализация масштабных инфраструктурных проектов СССР, реализуемых за рубежом, сегодня позволяет России рассматривать их как активы. К примеру, в Пакистане в советское время был построен металлургический комбинат, тендер на модернизацию которого в наши дни Россия, к сожалению, не смогла выиграть. Это направление по модернизации объектов, спроектированных и построенных СССР за рубежом, может стать одним из ключевых в экспортной политике, и какова здесь роль РЭЦ?

– Учитывая этот опыт, РЭЦ прорабатывает вопрос участия российских компаний в реализации крупных инфраструктурных проектов в интересах национального развития многих стран. В первую очередь, это государства АСЕАН, Южной Азии, Ирана. Часто речь идет о модернизации производственной базы, основы которой закладывались Советским Союзом, в результате наши экспортеры действительно имеют преимущество. Идентифицировать такие проекты, проговорить с зарубежными партнерами возможность участия российских компаний в их реализации – в идеале на преференциальных условиях – это задача государства. Мы сейчас вовлечены в работу по отбору тех крупных проектов, где отечественные экспортеры могут обладать значительной конкурентоспособностью, – в частности в Индонезии, Вьетнаме, Индии. Ведем активный диалог с российскими компаниями, которые могут выступить потенциальными исполнителями таких проектов.

Так называемые «реновационные» рынки для нас исключительно интересны, однако, как показывает приведенный вами пример с пакистанским заводом, конкуренция на них также высока. Сегодня задача государства и его институтов развития – создать максимально полную экосистему поддержки российского экспорта в целевых зарубежных странах, и РЭЦ активно этим занимается.

– Сегодня одним из противовесов санкциям зарубежные компании выбирают локализацию производства, с трансфертом технологий, здесь есть поле интересов для РЭЦ?

– Напрямую санкции на экспорт не влияют. Наоборот, именно экспорт становится действенным драйвером роста экономики. По результатам 2015 года индекс физического объема экспорта составил 6,3% против 4% в 2014 году. Это хороший показатель, и мы надеемся на то, что тенденция роста сохранится.

При этом мы всячески поддерживаем идею локализации иностранных производств на территории России. Сегодня разрабатываются механизмы различных преференций для компаний, инвестирующих в экспортно ориентированные производства на территории нашей страны.

И, безусловно, мы готовы поддерживать экспортную деятельность локализованных иностранных производств. Так, мы уже работаем с иностранными брендами в автопромышленном секторе – такими, как Nissan, Hyundai и другими, оптимизируя логистические схемы, структурируя экспортные проекты и оказывая другую поддержку в ходе экспортной деятельности.

– В рамках образовательного проекта РЭЦ стартовал первый онлайн-курс. Когда можно будет говорить о первых результатах этого образовательного проекта? Это новация РЭЦ или международная практика?

– Наш образовательный проект – это уникальная программа, разработанная Российским экспортным центром специально для обучения начинающих компаний-экспортеров, а также для повышения квалификации сотрудников региональной инфраструктуры поддержки экспорта. К формированию модулей были привлечены ведущие российские эксперты в области экспорта и, конечно, учитывался международный опыт обучения экспортно ориентированных компаний.

Образовательный проект РЭЦ построен по принципу модульной системы таким образом, что экспортер, пройдя обучающие модули, сможет ориентироваться во всех вопросах экспортной деятельности – в маркетинге и особенностях деловой коммуникации в разных странах, правовых и финансовых аспектах, тонкостях делопроизводства и так далее.

В этом году мы запустили очное обучение по программе образовательного проекта в 12 пилотных регионах Российской Федерации – аттестовали более тридцати тренеров, которые провели обучение по первому курсу нашей программы для более чем двухсот компаний. А в конце июня стартовало дистанционное обучение – также по первому курсу, – который прослушали почти 800 человек.

Самое главное для нас – получать обратную связь от тех, кто прошел обучение по образовательным модулям РЭЦ. На сегодняшний день мы видим высокую заинтересованность регионального бизнеса в нашем проекте – это очевидно и по положительным отзывам о пройденном обучении, и по большому количеству запросов на следующие курсы.

– По итогам недавно прошедшего саммита ШОС в Ташкенте главы государств выступили за дальнейшее расширение взаимовыгодного сотрудничества с государствами-наблюдателями и партнерами по диалогу в целях повышения потенциала совместной деятельности в рамках ШОС. Каким видится на этом направлении функционал РЭЦ?

– Мы видим перспективные темы для реализации в рамках ШОС. По данным 2015 года страны ШОС стали одними из важнейших рынков сбыта для российских экспортеров. В проработке у РЭЦ уже сейчас находится около 250 проектов, так или иначе ориентированных на экспортные поставки в страны ШОС.

Стоит обратить внимание, что основным партнером здесь выступает Китай, поэтому нашей задачей является более активно развивать отношения и с другими странами ШОС, чтобы соблюсти баланс. Так, например, в конце мая мы открыли наше торговое представительство в Казахстане, которое призвано способствовать наращиванию двусторонних торгово-экономических проектов. Уже сейчас представительство получило около 100 заявок от российских экспортеров, более 50 проектов находятся в проработке. Среди них и серьезные инфраструктурные проекты.

Важной задачей ШОС является развитие и наполнение концепции «Один пояс и один путь», которую инициировали китайские лидеры в 2013 году. Данная концепция призвана способствовать строительству единой дорожной сети, развитию торговли за счет ликвидации торговых барьеров, повышения скорости и качества экономических операций в регионе. Предполагается увеличение валютных потоков за счет перехода на расчеты в национальных валютах. Все это должно привести к расширению торгово-экономических связей между странами Шанхайской организации.

– В начале сентября во Владивостоке пройдет ВЭФ. Известно, что развитие Дальнего Востока также одно из приоритетных направлений. Что предлагает РЭЦ для Дальневосточных регионов?

– Дальневосточный регион уникален тем, что расположен в непосредственной близости от рынков, которые становятся для России приоритетным направлением. Мы видим здесь большой потенциал для развития. Здесь может быть сформирован и своеобразный центр компетенций по взаимодействию со странами ЮВА и Тихоокеанского региона. Дальний Восток может и должен стать центром логистики и таможни с грамотной логистикой и удобным сервисом и для российских поставщиков, и для иностранных покупателей.

Перед регионом стоит множество задач по формированию благоприятного инвестклимата и условий для производства конкурентоспособной продукции. РЭЦ, в свою очередь, готов всячески способствовать наращиванию сотрудничества дальневосточных поставщиков и представителей азиатского бизнеса.

Так, мы прорабатываем различные проекты с участием производителей пищевой продукции, в том числе поставщиков свежей рыбы и морепродуктов. Один из таких проектов – серия выездных дегустационных мероприятий Russian GastroWeek, направленных на знакомство зарубежной аудитории с продуктами российского производства. Мероприятия пройдут в нескольких городах Китая и Вьетнама и будут включать в себя биржу контактов с китайскими и вьетнамскими дистрибьюторами, ритейл-сетями, HORECA, а также демонстрацию продукции российских производителей и фуршеты.

Помимо этого мы развиваем проекты в сфере электронной коммерции – в сентябре запланирован запуск российского павильона на онлайн-площадке Tmall.hk, которая принадлежит китайскому онлайн-гиганту Alibaba Group. Также активно включились в работу по развитию российского экспорта в страны ЮВА торговые представители РЭЦ в Китае и Вьетнаме. Они оказывают дальневосточным компаниям всестороннюю поддержку по выходу на азиатские рынки.

В этом году в рамках ВЭФ под эгидой РЭЦ запланирована специализированная панельная дискуссия, в ходе которой мы предлагаем обсудить самые актуальные вопросы поддержки российского несырьевого экспорта в страны Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона и роль Дальнего Востока в развитии торговли с Азией.

ТПП-Информ