04.07.17

Россия завалила Чехию «Шкодами», и другие внезапные итоги экспорта отечественных авто

С началом кризиса и после двукратного обвала продаж было много разговоров о том, что ненужные внутри страны автомобили и компоненты надо вывозить за рубеж. Два года спустя мы решили подбить кое-какие итоги.

Сводные данные от фирм-производителей и таможни за 2016/17 гг. мы упаковали в единую карту. Не стесняйтесь масштабировать:

Крупнейшие направления экспорта автомобилей из РФ

Главными экспортными рынками были и остаются страны-участницы Таможенного союза (Казахстан, Белоруссия). Что касается дальнего зарубежья, то по итогам первых пяти месяцев лидером дважды внезапно стала Чешская республика.

По данным «Автостата», к братьям-славянам с января по май ушло больше 10 000 нижегородских Yeti, или больше половины от общего объёма экспорта.

Почему это дважды внезапно: во-первых, топ-менеджеры «Шкоды» в марте'16 на прямой вопрос об экспорте из РФ отвечали категорично и отрицательно.

Вернер Эйхорн, член совета директоров Skoda Auto в интервью 66.RU:

— Про экспорт в другие страны: мы не предпринимаем никаких мер, мы не рассматриваем такую возможность.

Второе, что удивляет, — разрыв спроса на Yeti внутри РФ и за её пределами: за весь прошлый год у нас продано чуть больше 6 000 кроссоверов, а на экспорт в Чехию ушло 10 000 штук.

На чехов с немцами наседают их конкуренты из Renault-Nissan. Так, крупная партия Duster/Sandero/Logan уйдёт на Ближний Восток — в первую очередь, в ОАЭ. По планам российского офиса Renault, в этом году в страны Персидского залива поставят «несколько тысяч» автомобилей, по нашим данным — порядка 6 000, так что на карту мы их нанесли авансом.

Помимо Ближнего Востока, Renault поставляет автомобили российского производства в Юго-Восточную Азию — например, Вьетнам. Но точных цифр по этой стране не раскрывают.

Оксана Токарева, «Рено Россия»:

— В 2016 году мы поставили в страны ближнего и дальнего зарубежья 12000 автомобилей, произведенных в России — это Renault Duster, Kaptur, Sandero и Logan в Беларусь, Казахстан, Армению, Азербайджан, Кыргызстан, Вьетнам.

Nissan тоже экспортирует машины на Ближний Восток — тольяттинские «Дацуны» on-Do и mi-Do. Продают их только в Ливане, и, судя по данным «Автостата», тиражи не превышают тысячи штук за полгода.

Помимо готовых машин, российский Nissan отправляет на экспорт локализованные компоненты. Например, бамперы для X-Trail российского производства идут в Европу. План поставок на этот год — 10 000 штук. С учётом скромной геометрической проходимости последнего «Икс-трейла», решение с бамперами — мудрое: расходники нужны везде.

В воздухе висит вопрос «А где же, собственно, русские автомобили?! » Официально АвтоВАЗ данных о зарубежных поставках не раскрывает. Последняя публичная информация — цифры по Египту (6000 шт.) двухлетней давности и Германии (2 272 шт.) за 2016-й.

Всё, что свежéе, — данные из зарубежных источников и косвенные цифры. На старте продаж «Весты» в Германии, например, из Тольятти отрапортовали о 200 отгруженных автомобилях. Но, судя по всему, пришлось доотгружать: за пять месяцев 2017 в целом была экспортирована 1 141 Vesta. Правда, это суммарный тираж: машина продаётся, помимо Германии, в Венгрии и Болгарии.

В целом же, разворот индустрии на экспорт пока что не выглядит убедительным. За первые 5 мес. 2017 внутри страны было продано 577 448 авто — из них импортных не более 20%, то есть на 80% российский авторынок — это автомобили локальной сборки. На экспорт за этот же период в дальнее зарубежье, по данным таможни, ушло только 18 851 шт.

66.ru