28.03.22

Россиян оставили без премиальных иномарок

Богатые россияне могут лишиться выбора при покупке нового автомобиля. В условиях запрета поставок в нашу страну дорогих машин из Европы и США, корейские и китайские аналоги в глазах потребителей автомобилей премиум-класса выглядят сомнительной альтернативой. А подержанные "Мерседесы" и "Бумеры", ввозимые из-за рубежа, для них просто не вариант, ведь при смене премиальной машины крайне важна новизна модели.

Былая роскошь

Евросоюз в рамках очередного пакета санкций запретил ввоз в Россию автомобилей стоимостью более 50 тыс. евро. Аналогичные ограничения относительно нашей страны ввела и Великобритания, которая не входит в ЕС. Таким образом, большинство европейских производителей автомобилей премиум-класса будут вынуждены сократить ассортимент в нашей стране, отказавшись от продажи наиболее дорогих и маржинальных моделей.

Так, российские покупатели лишатся Audi A6, A7 и A8, кроссоверов Q7 и Q8, а также всех S и RS моделей. У BMW под "санкционную" планку в 50 тыс. евро подпадают кроссоверы X5, X6, X7, седаны от 5 Серии и все M-модификации. Из модельного ряда Jaguar Land Rover в России могут остаться только Jaguar E-Pace, Range Rover Evoque и Land Rover Discovery Sport. А Mercedes-Benz продолжит продавать некоторые версии компактных автомобилей A- и В-Класса, четырехдверного купе CLA и седана C-Класса. Ассортимент Volvo в России может сократиться до трех моделей: это спортседан S60, кроссоверы XC40 и XC60.

Что касается Porsche, Ferrari, Bentley, Lamborghini и Rolls-Royce, их автомобили дешевле 50 тыс. евро и не стоят, поэтому они не смогут поставлять свою продукцию в Россию вовсе. Стоит также отметить, что ограничения могут коснуться и некоторых представителей масс-маркета, таких как Volkswagen Touareg, чья стоимость в Германии начинается от 66 тыс. евро.

В свою очередь, США также запретили поставки в нашу страну предметов роскоши, включая автомобили. При этом под эмбарго попали все машины американского производства, в том числе и подержанные. Речь идет, прежде всего, о премиальных внедорожниках Jeep, Cadillac и Chevrolet, а также выпускаемых в США Nissan Pathfinder, Toyota Highlander, Mercedes-Benz GL и некоторых моделях BMW X серии и Infiniti. Кроме того, неофициально в нашу страну поставлялись электромобили Tesla, а теперь доступ им также станет закрыт.

Стоит при этом отметить, что на сегодняшний день все вышеперечисленные автопроизводители заявили о временном прекращении поставок в нашу страну. Более того, Mercedes-Benz и BMW приостановили в России производство своих автомобилей, которые выпускались на подмосковном предприятии Mercedes-Benz и калининградском "Автоторе".

По словам директора "Авилон Mercedes-Benz" Рената Тюктеева, дилерские центры имеют ограниченный объем автомобилей верхне-ценового сегмента, точнее даже сказать - небольшой. Всё, что было отгружено марками неделю назад, является теперь товарным запасом на месяцы работы. Товарных запасов осталось, в зависимости от калибра бизнеса того или иного дилера, на торговлю от двух до пяти месяцев.

Например, в "Авилон Mercedes-Benz", который в последние годы является крупнейшим в России дилером автомобилей с трехлучевой звездой, стратегический запас моделей Mercedes-Maybach ограничен той цифрой, сколько обычно продается за 1 месяц, - несколько десятков машин, и этот склад тает. Это прямым образом отразилось на ценах и отсутствии каких-либо скидок.

"Что касается цен на машины, необходимо учитывать, что сами производители увеличили рекомендованные цены на 30-60% (в зависимости от марки и модели). Были убраны все программы поддержек продаж. После того, как стало очевидным, что поставок автомобилей из стран Евросоюза и США больше не будет, цены пробили потолок прежних уровней. Сильного выкручивания рук клиентам среди крупных игроков рынка не замечено, скорее этим "злоупотребляют" автосалоны среднего уровня, не принадлежащие сетям. Просто цены сейчас в рублях выглядят высокими, и рынку нужно время, чтобы привыкнуть к ним", - рассказал "РГ" Ренат Тюктеев.

В свою очередь, генеральный директор ГК "Автодом" Андрей Ольховский отмечает, что ситуация на авторынке будет меняться достаточно интенсивно, поэтому не нужно принимать поспешных решений. У дилеров есть определенный запас автомобилей на складах, которые будут реализованы в течение ближайших нескольких месяцев. Дефицит будет ощущаться через 4-6 месяцев после реализации текущих остатков автомобилей и при отсутствии новых поставок в Россию.

Понты дороже денег

Впрочем, ни одна автомобильная премиум-марка, приостановившая работу в нашей стране, не объявила об окончательном уходе с российского рынка. Очевидно, что подобные решения могут быть приняты, в том числе по собственным экономическим соображениям, которые, в свою очередь, будут зависеть главным образом от дальнейших прогнозов продаж в нашей стране. А спрос на премиальные иномарки у нас даже в кризисные времена отличается завидной стабильностью.

Показательно, что в прошлом году лидерами по увеличению выручки от продаж на российском рынке стали BMW (+30,4%) и Mercedes-Benz (+26,1%). По итогам 2021 года эти марки "заработали" в нашей стране 274,6 млрд рублей и 263,7 млрд рублей соответственно, подсчитали в агентстве "Автостат".

Между тем, если европейские и американские производители автомобилей премиум-класса все-таки решат покинуть нашу страну, восполнить потери отчасти смогут японские Lexus и Infiniti, если они также не направятся на выход. Набирают популярность у россиян и корейский Genesis, и китайский Exeed, хотя их модельные линейки пока не такие широкие, как у нынешних лидеров премиум-сегмента. Кроме того, вместо ушедших премиум-марок на российском авторынке вполне могут появиться новые игроки. Прежде всего, это производители из Поднебесной, такие как Li One, Hongqi и XPeng Motors.

Как говорит генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль, в случае, если поставки новых премиальных автомобилей в Россию будут приостановлены на долгий период, их долю на рынке займут представители китайских и корейских брендов. Например, марка Exeed недавно презентовала новый премиальный кроссовер Exeed LХ - уже третью модель, которая появляется на российском рынке. При этом ценник на новинку более доступный по сравнению с корейскими и европейскими конкурентами Exeed LX.

"Основной проблемой для премиум-сегмента будет постпродажное обслуживание машин. Запасные части, ремонт, обслуживание - для этого нужна инфраструктура, которой не будет. В таких условиях потребителям автомобилей той же немецкой премиум-тройки, которые сейчас и не рассматривают аналоги, возможно, придется обратить внимание на китайские или корейские бренды. Есть еще вариант, что в России может появиться собственная "серая" инфраструктура, не связанная с официальными дилерами", - рассуждает эксперт "Дрома" Мария Погребец.

Что касается приобретения машин премиум-класса американских и европейских марок в условиях официального запрета их поставок, одним из обходных путей, по ее словам, может быть покупка в странах ближнего зарубежья: в Азербайджане, Армении, Грузии или Казахстане. Однако сами производители могут просекать такой способ путем квотирования поставок, а цены на "серые" машины вырастут значительно из-за логистики и спроса при ограниченном предложении. Ввоз подержанных иномарок в нашу страну при нынешней неопределенности в курсе валют и валютно-зависимых таможенных пошлинах станет экономически нецелесообразен. Однако если пошлины зафиксируют в рублях по курсу февраля 2022 года, то импорт автомобилей с пробегом сильно вырастет и вполне может составить замену ушедшим с рынка автопроизводителям, в том числе и в премиальном сегменте.

Российская газета