11.07.11

Россиянам нужен транзит через Украину

Уже через четыре года доехать из Харькова до Москвы дневным поездом пассажиры смогут всего за пять с половиной часов.

Такая задача была поставлена перед железнодорожниками двух стран по итогам заседания совместной украинско-российской рабочей группы под председательством первого заместителя генерального директора «Укрзалізниці» Николая Сергиенко и старшего вице-президента--главного инженера ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Валентина Гапановича.

Это было уже четвёртое подобное заседание, которые по очереди проходят в Москве и городах Украины. И первым значимым практическим итогом работы совместной рабочей группы стало уменьшение с 29 мая на 40 минут времени следования скорого поезда № ½ Киев — Москва. Достигнуто это за счёт изменения технологии погранично-таможенного контроля в нём (он проводится на станциях отправления и в пути следования перед станциями прибытия) и использования электровоза двойного питания, что позволило отменить остановки поезда в Конотопе, Брянске и Сухиничах.

Поезд Москва — Адлер проведет в Украине пять часов

Местом нынешней встречи Харьков был выбран неслучайно. Ведь главным вопросом повестки дня была организация скоростного пассажирского движения из Москвы до Адлера и обратно через территорию Украины. К 2018 году поезд по маршруту Москва — Харьков — Лозовая — Славянск — Иловайск — Ростов — Адлер должен проходить всего за 16 часов, из них 474 км по территории Украины от Казачьей Лопани до Квашино — всего за 5 часов вместо нынешних шести с половиной. Двигаться они будут со скоростью до 160 км/ч, а возможно — и до 200 км/ч, и таких скоростных поездов через Украину на Кавказ будет заложено в график 23-24 пары.

Но для этого потребуется немало -- и не только от железнодорожников. Кроме модернизации всей инфраструктуры (прежде всего пути и устройств системы централизации и блокировки стрелок и светофоров и системы электроснабжения), потребуются электровозы двойного питания, работающие на постоянном и переменном токе и переходящие с одного тока на другой прямо на ходу, а также межправительственное соглашение о пропуске российских поездов по территории Украины без остановки и без проведения контрольных процедур на территории нашей страны.

- Да, не все вопросы находятся в нашей компетенции, но мы, железнодорожники, можем создать условия, чтобы выйти затем с предложениями к руководству государств, - подчеркнул Валентин Гапанович.

Для таможенного контроля построят новый терминал

Начальник ЮЖД, Герой Украины Виктор Остапчук выступил с предложением, чтобы скоростные поезда на участке от Белгорода до Таганрога через Украину вели локомотивы и локомотивные бригады харьковского депо «Октябрь», которые ещё во времена Союза ездили до Курска и до Иловайска. Валентин Гапанович поддержал эту инициативу, поручив проработать вопрос руководству локомотивных главков ведомств двух стран. Он также пообещал, что на ЮЖД будут направлены два новых электровоза двойного питания ЭП20, первый опытный образец которого в 2010 году был выпущен на заводе в Новочеркасске совместно с французской корпорацией «Альстом». Интересы украинских пассажиров при этом не пострадают, уверяют обе стороны.

- Как показывают исследования, на украинском участке от Казачьей Лопани до Квашино посадка пассажиров в российские поезда очень незначительная, - объясняет Николай Сергиенко. - Поэтому жителям Харьковской и Донецкой областей, как и сейчас, придётся пользоваться поездами местного формирования, в том числе и для поездок в соседнюю Россию.

Но не только о транзите через Украину шла речь на заседании. Виктор Остапчук напомнил об идее пустить дневной поезд между Харьковом и Москвой, сохранив при этом и существующие ночные. При этом погранично-таможенный контроль пассажиров в Харькове предполагается осуществлять не в поезде, а в специальном терминале на вокзале, который ещё предстоит построить.

Вечерний Харьков