23.06.05

Россию заполнят дешевые "серые" иномарки

Новехонькие иномарки в Москве и Питере, мировая премьера которых состоялась буквально неделю назад, а в Россию продажи начнутся только через год; заваленные праворульными "японками" Сибирь и Дальний Восток "Серые" дилеры готовы в кратчайшие сроки выполнить любую прихоть клиента, лишь бы тот деньги платил.

Да и в продажах автомобилей, вполне доступных через официальные представительства, "серые" тоже чувствуют себя вполне комфортно - по оценкам специалистов, всего "серым" принадлежит около 30% российского рынка иномарок. Главная причина их успеха проста более низкие, чем у официальных представительств, цены.

При этом совместное лобби отечественных автозаводов и иностранных концернов, развернувших свою деятельность России, привело 2 года назад к тому, что на ввозимые иномарки старше 7 лет правительством Михаила Касьянова были введены фактически запретительные пошлины (после чего их ввоз стал бессмысленным), а "растаможка" авто в возрасте 3-7 лет (автомобили до трех лет до сих пор считаются новыми) подорожала почти в 2 раза. При этом физические и юридические лица были уравнены в правах. Официальные представительства получили тогда барский подарок от российского правительства. За год действия новых ставок пошлин рыночная доля подержанных иномарок снизилась с 27% до 12%, в основном за счет резкого повышения продаж новых автомобилей иностранного производства.

Однако уже к концу текущего года на рынке подержанных автомобилей может наступить передел. В Минпромэнерго обсуждается очередной таможенный законопроект, согласно которому запретительные пошлины предлагается применять уже к автомобилям старше пяти лет (а не семи, как это было раньше). Глава промышленно-энергетического ведомства Виктор Христенко объяснил необходимость таких нововведений избавлением России от статуса помойки для иностранных концернов. Вторая же поправка к действующему таможенному законодательству сулит немалые барыши серым дилерам - новые иномарки будут получать статус подержанныхуже после первого года жизни. Эти предложения сейчас проходят согласование в различных ведомствах и, как ожидается, будут обсуждаться в конце июля.

Напомним, что 1 января прошлого года в отношении автомобилей в возрасте от 3 до 7 лет утверждены следующие единые ставки: для автомобилей с рабочим объемом двигателя менее 1 л - 0,85 евро за 1 куб. см; 1-1,5 л - 1 евро; 1,5-1,8 л - 1,5 евро; 1,8-2,3 л - 1,75 евро; 2,3-3 л - 2 евро и более 3 л - 2,25 евро за "кубик". Если граница "подержанности" автомобилей будет снижена до 1 года, "серые" дилеры, в основном занимавшиеся ввозом как раз подержанных иномарок, получат больший доступ к массовым сегментам.

Ставки таможенных пошлин на подержанные иномарки 3 - 7 лет

Объем двигателя Ставка(евро/куб.см)

 менее 1 л 0,85
 1 - 1,5 л 1
 1,5 - 1,8 л 1,5
 1,8 - 2,3 л 1,75
 2,3 - 3 л 2
 более 3 л 2,25

Эксперты отмечают, что в случае принятия этих поправок успех перегонщиков авто предопределен. Так, если учесть, что все новые автомобили в Японии продаются с трехлетней гарантией, дальнейшее продление которой обходится в среднем в 1500 долларов за каждые 2 года, становится понятным, что в сложившейся ситуации японец скорее избавится от своей машины, чем вложит за подешевевшее от времени и пробега авто экономически нецелесообразные средства. Кроме того, цена на автомобиль на японском рынке может упасть до 80-90% уже на пятом году его жизни даже при идеальном состоянии. Поэтому автомобили редко доживают в Японии до 10 лет, покидая страну в основном через российскую границу.

А в России подержанные иномарки ждет все тот же рыночный подход. Как рассказали Autonews.ru в компании "Автосити-К", занимающейся продажами подержанных автомобилей большинства марок, таможенные нововведения дадут "серым" дилерам отличную перспективу при продаже не только автомобилей премиум-класса, но и машин, пользующихся относительно массовым спросом. Так, годовалый Porsche Cayenne обойдется в базе не около 80 тыс. долларов, как это было в случае, если авто продает купивший его новым в России владелец, а лишь около 60 тыс. долларов, если машина ввезена из США (экономия около 20 тыс. долларов). А выгода от приобретения Honda Accord 2004 года выпуска с 2-литровым двигателем и "механикой" составит в таком случае около 6 тыс. долларов (около 21 вместо 27 тыс. долларов).

Характерно, что если раньше официальные дилеры делали ставку в своей борьбе с "серым" ввозом в основном на сертификацию и сервисное обслуживание реализуемых авто, то со временем этот козырь потеряет свой вес. Сегодня "серые" даже на трехлетние авто уже нередко предлагают год (или 30 тыс. км) гарантии, при этом сервисные работы осуществляются в создаваемых внутри компаний центрах. Доплатив определенную сумму, владелец машины может увеличить перечень предоставляемых сервисным центром услуг, а также продлить срок действия гарантии.

Так что, в случае, если правительство решит внести изменения в таможенную политику, Россию может в ближайшее время захлестнуть поток дешевых "серых" иномарок, которые получат дополнительные преимущества в борьбе за рынок.

Артур Саруханов


AutoNews 23.06.05