19.04.07

Рост пошлин оплатит Китай

Предстоящее увеличение пошлины на вывоз кругляка с 1 июля 2007 года привело к двукратному росту заявок на погрузку леса на отделениях Дальневосточной, Красноярской и Восточно-Сибирской железных дорог.

Около полумиллиона тонн приготовленной на экспорт древесины скопилось на складах и погрузочных площадках Комсомольского и Хабаровского отделений Дальневосточной железной дороги. Число заявок к погрузке леса выросло более чем в два раза, а необходимого количества полувагонов для вывоза леса нет. Причем грузовладельцы объясняют резкое увеличение отгрузки леса не только грядущим повышением пошлин на 20%, но и приближающимся наступлением тепла, что повлечет ухудшение сортности дерева.

«Близ станций Облучье и Кундур сейчас лежит столько леса, сколько не бывало и в советское время, когда здесь работали крупные леспромхозы», – рассказывает начальник регионального агентства фирменного транспортного обслуживания (РАФТО) Хабаровского отделения ДВЖД Игорь Селютин.

Выделить лесоотправителям дополнительный подвижной состав у дороги просто нет возможности – все приспособленные для транспортировки кругляка полувагоны и платформы уже находятся в обороте.

«К примеру, предъявляется лесной груз на 150 вагонов, но мы можем дать только 75 полувагонов. Есть универсальные (без бортов) платформы, но для погрузки древесины они не пригодны. Если в них и везти лесные грузы, надо, чтобы все бревна были ровные. Но такой лес у нас, к сожалению, есть не везде», – пояснили в РАФТО.

Как указывают железнодорожники, лесопромышленники заранее знали о предстоящем повышении таможенных пошлин и могли к нему подготовиться. «Мы предупреждали о возможных проблемах, предлагали заключать договоры со специализированными арендаторами и собственниками подвижного состава. Но тогда из-за дороговизны аренды они отказались. А сейчас нет и этих вагонов», – рассказал «Гудку» Игорь Селютин.

При этом в управлении Дальневосточной магистрали считают, что повышение пошлин «не убийственно для лесоотправителей», поэтому здесь не ожидают значительного снижения экспорта древесины после 1 июля. По прогнозам, в этом году погрузка лесных грузов превысит 8 млн тонн, тогда как в 2006 году на ДВЖД она составила 7,9 млн тонн.

«Ситуация изменится с 1 января 2009 года, когда рост таможенных пошлин на необработанный лес по сравнению с сегодняшним днем достигнет 80%. Кругляка мы станем возить меньше, здесь дорога потеряет прежние объемы. Хотя все будет зависеть от того, смогут ли предприятия лесного комплекса переориентироваться в своей деятельности на глубокую переработку», – пояснил «Гудку» заместитель начальника ДЦФТО ДВЖД по формированию заказа Алексей Лоншаков.

Председатель ассоциации «Дальэксполес» Александр Сидоренко считает, что рост пошлин не только не навредит отрасли, но, наоборот, окажется для нее полезен. «Повышение пошлин направлено на развитие деревообрабатывающей промышленности, что позволит увеличить количество рабочих мест и повысить налоговые поступления в бюджет, – заявил он. – Для сравнения: за восемь месяцев 2006 года производителями Хабаровского края за границу было отправлено 102 тыс. куб. м пиломатериалов, тогда как куда более дешевого необработанного кругляка из этого же региона экспортировано 4,5 млн куб. м».

Прогнозируемое переориентирование грузоотправителей с необработанной древесины на готовые пиломатериалы уже вызвало недовольство японских компаний, закупающих лес в нашей стране.

В Хабаровске на заседании лесопромышленников двух стран председатель японской ассоциации лесоимпортеров Дзюн-Ичи Танима выразил беспокойство «форсированным ростом таможенных пошлин» на вывоз из России круглого леса. По его словам, потребителям древесины в Японии «придется в целях поиска альтернативных материалов проводить исследование ситуации в других странах».

Однако в Хабаровском РАФТО уверены, что у японцев нет выбора – российский лес для них вне конкуренции.

«Было время, когда японцы не закупали у нас древесину, но затем вернулись на наш рынок, уже занятый китайцами, и с трудом на нем закрепились. Где им брать лес, как не в России? В Китае покупать в два-три раза дороже», – считает Игорь Селютин.

Даже если ряд зарубежных потребителей откажется от закупок древесины в России, на положительной динамике общей погрузки ДВЖД это не скажется. В последние годы погрузка устойчиво прирастает углем, наливными грузами, цементом.

«На сохранении и увеличении грузообъемов скажется и реализация в ближайшие два-три года таких крупных на Дальнем Востоке проектов, как строительство угольного терминала в бухте Мучка, крупного алюминиевого завода под Комсомольском-на-Амуре», – заключил Алексей Лоншаков.

На Красноярской железной дороге погрузка леса в первом квартале 2007 года также возросла по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 31,4%.

Причинами роста предъявленных к перевозке объемов более чем на полмиллиона тонн в ДЦФТО КрЖД называют как июльское повышение экспортных таможенных пошлин на круглый лес, так и затяжные морозы, которые установились в Восточной Сибири в прошлом году. Тогда лесозаготовители столкнулись с трудностями при транспортировке леса к нижним складам, прилегающим к лесопогрузочным станциям. «Кроме того, лимитирующим фактором выступает состояние ледовых переправ и лесовозных дорог, не всегда пригодное к транспортировке леса», – сообщил «Гудку» начальник Красноярского ДЦФТО Николай Калиниченко.

При этом ряд красноярских компаний даже отмечает падение отгрузки леса. «Существенную роль в снижении нами объемов перевозок леса сыграли конвенционные запреты на погрузку в адрес дальневосточных станций Рыбники (экспорт) и Находка, – сказал «Гудку» руководитель Красноярского филиала ЗАО «Транслес» Григорий Гройсберг. – Важен и конъюнктурный фактор: сейчас в Китае произошло значительное падение цен на круглый лес».

Те же фирмы, которые в настоящее время увеличивают отгрузку леса, считают, что после повышения пошлин и им придется сбавить обороты. «Повышение пошлин негативно скажется на деятельности компании, мы уже запланировали убытки в основной деятельности. Отгрузка наша значительно упадет», – сообщил «Гудку» генеральный директор ООО «Сиблес» Александр Цеханович.

Железнодорожники же уверены, что лесоотправителям рано опускать руки – скорее всего, повышение пошлин не повлечет за собой снижения экспортных поставок древесины: Китай готов покупать ее даже по завышенным ценам. «Повышение таможенной пошлины до 20% не повлияет на перевозку и объемы заготовки круглого леса, – считает начальник центра фирменного транспортного обслуживания Восточно-Сибирской железной дороги Владимир Шехтель. – У китайского рынка сегодня очень большой ценовой запас прочности между закупаемой у нас и реализуемой третьим странам древесиной. Поэтому мы не ощутим падения объемов перевозки леса. Все расходы, связанные с повышением пошлины, готовы взять на себя покупатели из Китая».

Справка «Гудка»

Согласно постановлению Правительства РФ №75 от 5 февраля 2007 года повышение вывозных таможенных пошлин на отдельные виды необработанных лесоматериалов будет проводиться в три этапа. С 1 июля 2007 года специфическая составляющая вывозной таможенной пошлины устанавливается на уровне 20%, или минимум 10 евро от таможенной стоимости 1 куб. м. С 1 апреля 2008 года – 25%, или минимум 15 евро, с 1 января 2009 года – 80%, или 50 евро. Сегодня пошлина составляет 6,5%, или минимум 6 евро за 1 куб. м.


«Гудок» 19.04.2007