30.05.13

Русско-французская логистика

Покупка «Российскими железными дорогами» (РЖД) французского логистического оператора Gefco за 800 млн евро у автомобильного концерна PSA Peugeot Citroen стала крупнейшим поглощением в истории РЖД и самой большой инвестицией российской компании во Франции за прошлый год

Французский автоконцерн PSA Peugeot Citroen выставил на продажу 75% своей логистической «дочки» Gefco в рамках программы избавления от непрофильных активов. По итогам тендера, который прошел осенью 2012 г., компания досталась РЖД. Помимо РЖД на Gеfco претендовали Gores Group, Platinum Equity, PAI, а также консорциум CVC и APE, сообщал «Интерфакс». Сделка была закрыта в декабре прошлого года.

Руководство Gefco останется прежним: Люк Надаль сохранит пост президента. Штаб-квартира компании останется во Франции. Представители РЖД вошли в наблюдательный совет Gefco, его председателем избран президент железнодорожной монополии Владимир Якунин.

Вместе с закрытием сделки по продаже Gefco PSA заключил контракт на пять лет со своей бывшей «дочкой» на транспортировку автомобилей и комплектующих. «От вхождения в капитал компании Gefco “Российских железных дорог” я ожидаю только улучшения ее работы, — говорил в интервью “Ведомостям” председатель совета директоров PSA Филипп Варен. — Думаю, что мы заключили с г-ном [Владимиром] Якуниным очень интересную сделку — она win-win для компаний, но также это очень значимая сделка для России и Франции. Менеджмент компании не поменялся, а у нового акционера есть четкое понимание, что PSA — очень важный клиент. И мы видим, что с РЖД у Gefco появляется множество новых возможностей».

Премия французам

За Gefco РЖД заплатила 800 млн евро. При этом PSA получил по итогам 2012 г. 100 млн евро от логистической компании в виде дивидендов.

РЖД заплатила за Gefco приемлемую цену, говорит сотрудник РЖД, курирующий инвестиционную деятельность монополии. В Европе есть достаточно компаний, аналогичных Gefco, но продавалась лишь структура PSA, добавляет он. В случае покупки другого транспортного оператора премия была бы еще выше, уверен собеседник «Ведомостей».

РЖД предложила за Gefco существенную премию, констатирует гендиректор InfraNews Алексей Безбородов. Он оценивает всю компанию в 2-3 показателя EBITDA. Таковы мультипликаторы конкурентов — Panalpina и Kuehne+Nagel. Получается, что вся компания должна стоить 342-513 млн евро. РЖД же за 75% фактически платит 900 млн евро (с учетом дивидендов), указывает Безбородов.

Для финансирования по покупке Gefco РЖД привлекла кредит у ВТБ. Сумма кредита — 800 млн евро. Переговоры о предоставлении кредита РЖД вела с российскими и иностранными банками.

Кредит ВТБ на покупку Gefco беззалоговый, говорит сотрудник РЖД, курировавший сделку. По словам источников, близких к монополии, обсуждалась возможность привлечь кредит под залог 50% плюс 2 акции «Трансконтейнера» (железнодорожный контейнерный оператор, «дочка» РЖД). Но это решение не одобрил совет директоров РЖД.

Актив для РЖД

Gefco основана в 1949 г. Компания обслуживает крупные промышленные компании (3PL/4PL-логистика, см. врез). Основные клиенты Gefco — автопроизводители. Четверть от общего объема заказов — заказы PSA. Компания имеет филиалы в 32 странах. В России Gefco занимает 10% рынка 3PL/4PL-логистики по итогам 2011 г., говорится в пояснительной записке к проекту инвестпрограммы РЖД на 2013-2015 гг.

Объем перевозок грузов в 2011 г. составил 4 млн автомобилей и автокомпонентов. Половина из них была перевезена автотранспортом, 30% — морем и лишь 20% — железной дорогой. Парк компании составляет 3500 контейнеров, 3800 вагонов-платформ и 30 судов для перевозки накатных грузов, в том числе и автомобильной техники. Компания работает в 32 странах мира, но основной ее бизнес — в Западной Европе: по данным «Интерфакса», на этот регион приходится более 75% ее выручки. При этом основной рост бизнеса в 2011 г., по данным компании, наблюдался в Южной Америке (увеличение на 15%) и Центральной и Восточной Европе (увеличение на 25%).

По словам представителя РЖД, ключевой актив Gefco — ее сотрудники, обладающие колоссальным опытом по разработке сложнейших цепочек поставок и комплексных логистических решений, технологические решения (в том числе IT), применяемые в бизнесе, а также клиенты и деловая репутация. В компании работает 10 300 человек.

Выручка Gefco в первом полугодии 2012 г. составила 1,88 млрд евро (прогноз на 2012 г. — 3,66 млрд евро), EBITDA — 90 млн евро (прогноз на 2012 г. — 171 млн евро), доналоговая прибыль компании в первом полугодии прошлого года — 62,5 млн евро.

С прицелом на рост

В РЖД подсчитали, что доходы Gefco — 10% от выручки РЖД, 2-2,5% EBITDA, говорится в материалах монополии. Выручка РЖД по МСФО за первое полугодие 2012 г. составила 745 млрд руб., EBITDA — 211 млрд руб. Однако, когда монополия рассчитывает вернуть потраченные на покупку Gefco, ее представитель не сообщил. Он подчеркнул лишь, что РЖД не привлекает деньги на неокупаемые проекты.

Российская железнодорожная монополия ожидает, что объем рынка услуг 3PL/4PL-логистики в России в ближайшие 10 лет вырастет в 7 раз — с 2 млрд евро в 2012 г. до 15 млрд евро в 2022 г. Но гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров считает, что емкость рынка 3PL/4PL-логистики в России как минимум в 6 раз больше, чем оценка РЖД — более 12 млрд евро; к 2022 г. рынок вырастет не менее чем в 3 раза и превысит 35 млрд евро. По словам Бурмистрова, основным драйвером роста рынка услуг 3PL/4PL-логистики станет развитие аутсорсинга логистических услуг крупнейшими производителями потребительских товаров и розничными торговыми сетями.

Покупка Gefco дала возможность РЖД получить доступ к новейшим логистическим технологиям для дальнейшего развития на территории России и на всем пространстве колеи 1520 (Россия и страны СНГ), объясняет смысл покупки Gefco представитель монополии. Использование логистических технологий мирового уровня повысит эффективность управления существующей транспортной инфраструктурой за счет оптимизации перевозок, а это позволит снизить себестоимость продукции, продолжает он. Сокращение затрат на транспортировку грузов особенно важно для высокотехнологических отраслей, резюмирует представитель РЖД.

С помощью нового логистического актива РЖД, по словам представителя монополии, сможет активизировать привлечение транзитных грузопотоков на трансконтинентальном маршруте Европа — Азия.

Оператор Таможенного союза

В прошлом году РЖД создала свою логистическую «дочку» — «РЖД логистика» (занимается только железнодорожными перевозками грузов в контейнерах). Но Gefco (занимается перевозками грузов всеми видами транспорта) останется на балансе РЖД, уверяет представитель монополии.

Взаимодействие между Gefcо, «Трансконтейнером» и «РЖД логистикой» будет осуществляться «на рыночных принципах», подчеркивает представитель РЖД. «Трансконтейнер», например, может предоставлять Gefcо подвижной состав в аренду, оказывать услуги по обработке и хранению грузов на терминалах, таможенному оформлению. Компании, по словам представителя монополии, могут взаимодействовать в области привлечения клиентов, маркетинга, продвижения бренда РЖД на международном рынке.

После приобретения Gefco следующим шагом к построению единой транспортной системы Таможенного союза должно стать создание крупной компании с перевозочными активами, писал в начале ноября прошлого года президент РЖД Владимир Якунин министру экономического развития Андрею Белоусову. С идеей создания российско-белорусско-казахстанского оператора «Объединенная транспортно-логистическая компания» (ОТЛК) президент РЖД выступил в начале прошлого года.

РЖД планирует внести в капитал ОТЛК 50% плюс 2 акции «Трансконтейнера» и 100% «РЖД логистики», Казахстан — акции «Казтранссервиса» и контейнерные железнодорожные терминалы на станциях Достык и Алтынколь, Белоруссия — грузовые терминалы на станции Брест и «другие активы», говорится в бизнес-плане ОТЛК, который РЖД осенью прошлого года представила в российское правительство.

Сначала РЖД будет владеть 65% ОТЛК, остальные — по 17,5%, сказано в материалах РЖД. Партнеры российской монополии будут оплачивать свою долю за счет дивидендов от работы ОТЛК.

Правда, когда будет создана ОТЛК — пока не ясно. В правительстве спорят о том, передавать ли туда «Трансконтейнер». По словам представителя РЖД, единый оператор должен быть создан как можно быстрее: это позволит наладить логистическую цепочку и принять первые грузы из развивающихся западных провинций Китая. Потребности бизнеса не стоят на месте, и в противном случае Россия имеет риск того, что грузы пойдут по альтернативным маршрутам.

Планируется, что Gefco будет продвигать и продавать услуги ОТЛК в Европе и Азии через свою сеть представительств, говорит представитель монополии.

Ведомости