09.10.07

Рынок экспресс-доставки

Летом этого года компания Ромир провела исследование отечественного рынка экспресс-доставки. Исследование проводилось в нескольких регионах России методом экспертных интервью. В опросе приняли участие ведущие менеджеры крупных экспресс-операторов.
Исследование показало, что последние несколько лет ситуация в этой сфере бизнеса характеризуется высокой динамичностью. Однако на фоне быстрого развития не преминули сказаться и «проблемы роста».
Уникальность нынешней ситуации — в том, что проблемы рынка в значительной мере коренятся в неопределенности самого понятия «экспресс-доставка». Эксперты, принявшие участие в исследовании, по-разному понимают этот термин, и ссылаются на отсутствие законодательно утвержденного определения этой сферы бизнеса.

Смыслы, значения и толкования…


Скорее всего, «проблемы роста» явно проявили себя только в 2005–2006 годах. До этого они вызревали подспудно, не бросаясь в глаза, не особо тревожа сознание даже активных игроков рынка.
Парадоксально, но способствовало обострению проблем экономическое пробуждение России, повышение спроса на услуги экспресс-перевозчиков. Перевозить стали больше, перевозить стали больше разных товаров и грузов — и тут выяснилось, что …
Мало кто из специалистов может сказать однозначно, что же такое «экспресс-доставка». После попыток (или отказов) дать более-менее точное определение эксперты ставили запятую, говорили «но» — и далее следовало упоминание об отсутствии адекватной законодательной базы и ряд оговорок, дополнений, уточнений по поводу «специфики российской действительности».
«Экспресс-доставка — само понятие никем, я считаю, неопределенное. В законодательстве нас путают с почтой, с экспресс-почтой, просто с транспортно-экспедиторскими услугами. Это понятие довольно сложное с точки зрения законодательства. Поэтому сейчас я не стал бы давать точное определение…» — заметил Андрей Княжинский, генеральный директор «Сити Экспресс».
В связи с развитием отечественной промышленности в последние 2 года изменилась структура экспресс-отправлений. Наряду с документами все больше стали пересылать легких и средних грузов — от 100 до 1500 кг. Тут-то и выяснилось, что эти грузы не подходят под юридическое определение «почтовых отправлений», оказание почтовых/курьерских услуг. И стало совершенно непонятно, по каким законам в данном случае судить-рядить.
Операторы рынка столкнулись с правовым вакуумом: если на оказание почтовых услуг, то есть доставку отправлений весом до 31,5 кг, требуется лицензия Минсвязи РФ (а получение всяких разрешительных документов в нашей стране традиционно дело очень непростое), то на перевозку грузов такой лицензии не нужно. Что позволяет коммерческим операторам самостоятельно решать, работать ли им на основании лицензии Минсвязи РФ на оказание почтовых услуг, или обходиться без нее.
На практике многие компании, в том числе международные — представители «большой четверки» — предпочитают не заморачиваться получением лицензии, и декларируют, что они занимаются грузоперевозками.
Руководители компаний, работающих по лицензии, считают, что государственная лицензия на определенный вид деятельности должна стать со стороны государства гарантией того, что компания-оператор имеет возможности для соблюдения всех технологических стандартов, необходимых для оказания услуги, начиная от региональной сети и заканчивая соблюдением сроков доставки, конфиденциальности, сохранности отправлений и т.д.
Согласно оценкам экспертов, последние несколько лет рынок экспресс-доставки развивается весьма быстрыми темпами. Только «естественный спрос» на услуги экспресс-перевозчиков, то есть рост потребности в услуге со стороны компаний-клиентов, обусловленный их внутренним развитием, последние несколько лет составляет около 20–30%. Успешные игроки рынка, грамотно выстраивающие свою маркетинговую стратегию, имеют до 100% прибыли в год.
Многие руководители ведущих экспресс-операторов полагают, что уже недалеко то время, когда в этой сфере станет тесновато и компании «начнут драться за куски пирога».
Подтверждает это и возросшая неудовлетворенность состоянием дел в законодательной базе, и возникновение профильных ассоциаций (год назад возникла Ассоциация негосударственных операторов почтовой связи (АНОПС), в которую вошли российские компании, немного раньше — объединение международных экспресс-перевозчиков (АЭС), обе организации активно занимаются регулированием вопросов почтового и таможенного законодательства), и возрастающая потребность знать состояние рынка в целом, а не только положение дел в своей компании.
Среди топ-менеджеров компаний зреет понимание необходимости унификации подхода как к определению самого понятия, так и тех показателей, по которых оценивается состояние и развитие рынка.
В частности, очень важный статистический показатель состояния рынка — его емкость. Но каким образом рассчитывать этот показатель, если размыты:
1. весовые границы экспресс-отправлений,
2. временные сроки доставки,
3. не решен однозначно вопрос о том, какие направления экспресс-доставки включать в объем внутреннего рынка?
Так, долгое время международные операторы в своих вычислениях емкости российского рынка учитывали импортные перевозки — поскольку международная экспресс-доставка является основным направлением деятельности «большой четверки», и они — несомненные лидеры в этом сегменте.
Российские же компании настаивают на том, что доставка импорта не должна учитываться при определении внутреннего объема рынка, так как оплачивают эту услугу в данном случае зарубежные потребители.
А поскольку международные перевозки по стоимости в несколько раз дороже внутренних, данный теоретический спор приобретает весьма весомое практическое выражение — в разнице и неопределенности тех числовых показателей емкости рынка, которые время от времени мелькают в прессе.
Если вернуться к первым двум пунктам: весу отправлений и срокам доставки, то достигнуть согласия и четкого определения критериев здесь также непросто.
Как уже говорилось, спрос на перевозку грузов возрастает, оказывать этот вид услуг выгодно. Многие компании делают шаги в направлении этого сегмента.
Причем, это вообще одна из основных тенденций развития рынка — диверсификация с одной стороны, деятельности экспресс-операторов в сторону перевозки грузов, с другой — активизация внимания транспортных компаний, традиционно занимающихся грузопервозками, к собственно экспресс-доставке.
Однако такое взаимопроникновение сфер бизнеса значительно усложняет выработку единого алгоритма определения емкости рынка.
«Вообще рынок и методика его подсчета очень разная, но оценивается рынок на сегодняшний день от 200 млн. долларов до 1 млрд. долларов. И нестыковки такие потому что, скажем, крупногабаритные грузы, — если мы начинаем быструю доставку некоторых транспортных компаний считать как курьерскую, хотя она просто связана с удобными транспортными маршрутами и короткими расстояниями, — резко увеличивают объем рынка, если отсекаем крупногабаритные грузы — то, в основном, остается только корреспонденция, и объем рынка резко сокращается… То есть, нет такой методики по вектору сравнения» — говорит Сергей Егоров, коммерческий директор новосибирского подразделения «Экспресс-Курьер».
А если еще учитывать, что доставить груз весом 1–1,5 тонны так же, как и письмо либо посылку до 30 кг, невозможно — нужны другие технологии, другие активы и мощности, сопроводительные документы, становится понятно, что в реальности — это совершенно другие сроки.
"Надо быть реалистом и понимать, что организовать экспресс-доставку неделимого места, которое весит 1 тонну, практически невозможно" — полагает Иван Шацких, генеральный директор UPS.
На практике доставка грузов в России — это зачастую доставка так называемых сборных грузов.
Иван Шацких, ген. директор UPS в России, в частности, убежден, что сборная доставка грузов не может быть экспресс-доставкой по двум причинам. Первое — сборные грузы какое-то время лежат на складе, ждут полной комплектации отправления в тот или иной регион, а не отправляются сразу, как только поступил заказ, и второе — сборные грузы, особенно в России, доставляются автомобильным, а не авиационным, транспортом, что, конечно, значительно удлиняет сроки доставки.
И если на Западе экспресс-доставка — в любой конец земного шара — это доставка в пределах 72 часов, и основной вид транспорта — авиация, то наши внутренние нормативы раздвигают эти временные рамки до 7 суток.
Кстати, ни одна из компаний экспресс-доставки, включая международных операторов, не имеет в России своего авиапарка, что опять же связано со сложностью российского законодательства. Все операторы вынуждены пользоваться услугами одних и тех же авиакомпаний, поэтому сроки доставки, например, в отдаленные районы страны, куда самолеты летают не каждый день, у всех экспресс-перевозчиков стандартные.
В целом, в ходе встреч с экспертами пришлось услышать достаточно много нареканий в отношении транспортной составляющей экспресс-перевозок — как авиа, так и авто.
"Транспортная составляющая очень плохая в России, тяжелейшая совершенно. Авиация хромает, отвратительные дороги и приоритетов никаких мы не получаем. Даже имея почтовую лицензию, мы в последнюю очередь грузимся и т.д. Со стороны государства никакой поддержки нет. Плюс милиция «дружественные» досмотры устраивает…" — рассуждает Андрей Княжинский, генеральный директор «Сити Экспресс».
"Самый большой тормоз развития — транспортная авиасеть, у нее существует максимальная загрузка. Сейчас, в данное время, идет ее колоссальный перегруз. Существуют определенные стандарты, и все уже выбрано. Самолетов не добавляется. Люди готовы платить, но всех интересуют сроки. А сроки складываются из чего? — Когда полетит очередной самолет, и будет ли в нем место" — говорит Виталий Казазаев, заместитель генерального директора «СПСР Экспресс» (Владивосток).

Пирог рынка пока не съесть…


По мнению Ивана Шацких, различия в определении специфики рынка экспресс-доставки — это во многом отражение его несформированности — «рынок во многом сырой, несложившийся. Спрос часто превышает предложение. Работы хватает всем компаниям. Мы практически не пересекаемся. Мы пока в уникальной ситуации, когда рынок дает возможность работать всем» — продолжает Иван Шацких.
Естественный прирост рынка способствует появлению новых компаний, особенно на уровне отдельных регионов, позволяет компаниям-лидерам не делать резких шагов в плане изменения своей рыночной стратегии, пока еще нельзя говорить об активном стремлении ведущих операторов рынка к интеграции, слияниям и поглощениям.
Хотя, в то же время, этап поглощения и слияния компаний уже прогнозируется основными игроками рынка. В профессиональной среде циркулируют разговоры о взаимовыгодности объединения компаний, их сотрудничестве, формировании доверия между операторами рынка.
"Рынок экспресс-перевозки сам развивается, не только компании-игроки, но и рынок растет из года в год, я думаю, что, скорее всего, стратегии компаний в ближайшее время меняться не будут. Когда рынок станет стабильным, участники будут делить доли пирога внутри самого пирога, вот тогда пойдет речь о смене стратегии, а пока — нет" — говорит Наталья Гусева, директор по продажам DHL Express (Екатеринбург).
"На полочку" рынок выйдет только лет через 10, т.е. на максимальный объем рынка. Начали недавно это дело, образование экспресс-операторов, даже переделов сферы еще не было, переделов рынка, не было слияний компаний. По всем законам экономики, когда рынок наполняет свою емкость, начинают компании объединяться, потому что узко на рынке и каждого не удовлетворяет то место, которое он занимает…" — отмечает Николай Воронов, директор филиала «СПСР Экспресс» (Екатеринбург).

Поживем — увидим…

По темпам развития российский рынок опережает западный в 1,5–2 раза. Причем региональный рынок рос в последнее время более быстрыми темпами, чем столичный, и тенденция эта, по мнению экспертов, сохранится и в будущем.
Помешать положительной динамике развития может только политическая нестабильность.
Внутрироссийский рынок экспресс-доставки растет более быстрыми темпами, чем рынок международных отправлений. Доля «большой четверки» на внутреннем рынке постепенно уменьшается. Большинство экспертов оценивает ее не более чем в 50–60% в прошедшем году (в 2005 году это соотношение оценивалось в 60–70%).
К чести представителей международных операторов, принявших участие в исследовании, следует отметить, что они полагают такое направление развития национального рынка «нормальным процессом», отражающим экономический рост в стране.
Однако следует учитывать, что стоимость международных перевозок значительно превышает стоимость услуг на внутренние перевозки. Поэтому в денежном эквиваленте международные операторы на сегодняшний день удерживают лидирующие позиции.
Российские компании-перевозчики догоняют международных операторов по уровню и качеству предоставления услуг. Этот технологический разрыв и в дальнейшем будет сокращаться, причем достаточно быстрыми темпами.
«Ведущие игроки российского рынка экспресс-доставки активно следуют тенденциям развития западного рынка и в ближайшем будущем они смогут выполнять не только функции по перевозке грузов, но и оказывать услуги по их складированию и перегрузке… Уже сегодня компании стремятся расширять собственный транспортный парк разнотоннажным транспортом, увеличивать складские площади, создавать перевалочные склады на важнейших логистических маршрутах, повышая тем самым рыночную привлекательность и качество предоставляемых услуг» — отмечает Александр Тимофеев, EMS Почта России.

Повышение требований к качеству услуг экспресс-перевозчиков приведет, по мнению экспертов:
К сокращению сроков доставки, предоставлению комплексных услуг, когда оператору экспресс-перевозок будет передаваться все больше функций компании-клиента — не только собственно логистических, но и стратегических — планирования и управления цепочкой поставок, активного использования Интернет-логистики, развитию прямых транспортных связей между крупными городами РФ, минуя Москву как основной транспортный узел, связующий различные региональные центры.
Продолжит расти спрос на перевозку грузов, компании будут активно развивать свой сервис в этом направлении.
Причем эксперты утверждали это с такой уверенностью, что мое гражданское чувство преисполнялось радости, а сердце обывателя — благостного покоя и надежды на благополучие в ближайшем будущем.
Многие участники исследования предполагают, что будет расти спрос на услуги экспресс-доставки со стороны физических лиц. Этому будет способствовать, в частности, развитие дистанционной и Интернет-торговли, крупных торговых сетей, утверждение в России цивилизованных стандартов пользования услугами.
В целом, российский рынок экспресс-доставки оценивается как очень перспективный. Мы «обречены» на развитие этой сферы услуг именно «спецификой русской действительности» — своими расстояниями, отставанием в уровне жизни от развитых стран, необратимостью тех преобразований, которые начались в 90-е годы, и, пожалуй, уважением к самим себе.
"На протяжении ближайших лет очень высокие темпы роста экспресс-перевозок внутри России сохранятся. Этому ничего не может помешать, это очень долгосрочное будущее этой страны. Самая большая страна в мире не сможет существовать без экспресс-перевозок. Это совершенно точно. И если сейчас огромное внимание уделяется развитию экспресс-перевозок в Китае, вся «четверка» вкладывает туда сумасшедшие деньги, то через 15 лет эти деньги будут здесь. И может быть, больше, чем сейчас вкладывается в Китай" — считает Иван Шацких, UPS.

Ирина Шевлякова, старший исследователь Ромир
МиК; 09.10.07