01.03.07

«Рынок требует интегрированных логистических решений»

Интервью с гендиректором группы компаний Armadillo Сергеем Кругловым

Развитие логистической отрасли в России идет быстрыми темпами, однако эксперты расходятся во мнениях, как дальше будет развиваться эта сфера. О развитии бизнеса доставки посылок и грузов и в целом логистики в России корреспонденту РБК daily ЕВГЕНИИ ГАВРИЛЮК рассказывает гендиректор группы компаний Armadillo СЕРГЕЙ КРУГЛОВ.

— Каковы итоги работы компании в прошлом году?

— В прошлом году компания продолжила устойчивое развитие в направлении, которое мы выбрали для себя до 2010 года. Это развитие по нескольким направлениям. Во-первых, это открытие филиалов. В основном мы движемся в район Сибири и Дальнего Востока — европейская часть охвачена сетью наших филиалов достаточно хорошо. Так, в прошлом году мы открыли филиалы в Барнауле, Владивостоке, Хабаровске, Краснояр­ске, Омске, а также в Саратове. Второе направление — интенсификация работы на международном рынке. Мы продолжили свое сотрудничество с компанией DPD GeoPost — ведущей европей­ской службой доставки посылок. Надо отметить, что в день DPD обрабатывает 1,4 млн посылок, в то время как мы обработали в прошлом году 2,8 млн посылок. В рамках этого сотрудничества мы запустили услугу DPD Classic — международную доставку корреспонденции и бизнес-посылок из России в 18 стран мира, в основном европейских. Кроме того, с точки зрения продаж мы выросли на 52% в сравнении с показателями 2006 года.

— Каковы на сегодняшний день основные направления работы компании?

— Мы оказываем транспортно-логистиче­ские услуги и занимаемся доставкой посылок и сборных грузов по всей России и за рубеж. В основном автомобильным транспортом по сети наших филиалов и через наших агентов (независимые компании в различных городах России, услугами которых мы пользуемся для дос­тавки грузов непосредственно получателям). Основной наш продукт — услуга BizPak, гарантированная по времени доставка посылок и грузов точно в срок между городами РФ.

— Каковы планы работы компании в этом году? Не планирует ли компания осваивать какие-то совершенно новые для себя направления?

— В этом году мы продолжим свое географическое развитие. Мы планируем открыть филиалы еще в нескольких городах. Сейчас мы рассматриваем Сургут, Сочи и еще несколько городов. Мы подыскиваем новый, больший терминал в Санкт-Петербурге, где объем операций стремительно растет. Открытие нового терминала запланировано на этот год. Кроме того, в этом году мы хотим интенсифицировать нашу работу по авиационным перевозкам, которые сейчас в общем объеме наших перевозок составляют 25%. Мы планируем укреплять отношения с россий­скими авиакомпаниями и аэропортами, чтобы доля авиаперевозок ни в коем случае не снижалась. Конечно же, мы продолжим международное сотрудничество. Сейчас все наши посылки доставляются через аэропорт Шереметьево. В этом году мы планируем организовать регулярную автомобильную линию с Финляндией и со странами Балтии через Финляндию. Помимо этого в 2007 году мы планируем поставить новую сортировочную линию на московском терминале, на котором в прошлом году сортировали по 12 тыс. посылок в день, что достаточно много.

— Насколько российский рынок интересен крупным иностранным транспортным и логистическим компаниям?

— Очень интересен. Во-первых, Россия очень большая страна, находящаяся в фазе бурного экономического развития. Во-вторых, большинство иностранных логистических фирм уже представлено в России. Россия скоро вступит в ВТО, в свете чего международная логистика станет очень актуальной. Но надо отметить, что этому должны способствовать некоторые условия. Например, изменение таможенного законодательства в сторону большей открытости и понятности для бизнеса — как российского, так и зарубежного. Безусловно, для иностранных фирм Россия интересна. Как сама по себе, так и как транспортный коридор между Востоком и Западом.

— Как вы можете оценить уровень развития логистики в России на сегодняшний день?

— Логистика в России развивается высокими темпами. По разным оценкам, темпы этого роста составляют от 20 до 30% в год. Естественно, развивается логистика не сама по себе, а в соответствии с развитием российского бизнеса. Есть несколько тенденций, которые четко прослеживаются за последние пять лет. Во-первых, это движение бизнеса из центра в регионы. Мы уже видим это на примере развития торговых сетей, как российских, так и иностранных. А для регионального развития бизнеса нужно строительство складов. Сейчас в России существует нехватка складских мощностей высокого класса. Этот дефицит не может долго существовать, поэтому сейчас мы наблюдаем бум в области складской логистики как в Центральной России, так и в регионах. Очень важно, что сейчас российский бизнес готов отдавать логистические функции на аутсорсинг. В результате россий­ские и иностранные компании, работающие России, могут сосредоточиться на своем основном бизнесе, так как логистика — это отдель­ный бизнес.

— А в чем основные отличия российской логистики от европейской?

— Безусловно, есть несколько отличий. Во-первых, уровень развития логистического рынка в стране неоднороден. Очевидны различия между центральной частью России и другими регионами. В какой-то степени на это влияют очень большие расстояния. Во-вторых, инфраструктура. Если брать дорожную инфраструктуру европейских стран, она не идет ни в какое сравнение с российской. Чтобы обеспечить развитие логистики, российская транспортная инфраструктура должна развиваться и стремиться соответствовать мировым стандартам качества.

— Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы российской логистики и основные пути их решения?

— Здесь стоит разделить такие составные части логистики, как складирование и транспортировка товаров. Если говорить о складировании, то я уже упоминал строительство хороших складов с соответствующей инфраструктурой, с хорошим техническим и ИТ-обеспечением и т.д. Что касается транспортировки, то это ремонт и строительство новых автомобильных дорог. Государство должно больше инвестировать в развитие дорожной сети. Кроме того, нужно увеличивать скорость прохождения грузов по железнодорожным путям. Что касается авиатранспорта, то это улучшение парка самолетов, развитие аэропортов, инвестиции в терминальные и погрузочно-разгрузочные комплексы аэропортов.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития логистики в России?

— Понятно, что российская логистика будет развиваться. И развиваться все большими темпами. При этом нужно сказать, что по отдельности складская логистика и транспортно-экспедиторские услуги будут развиваться медленнее, чем интегрированные решения. Проще говоря, клиентам будут менее интересны склад сам по себе и транспорт сам по себе, им будут нужны интегрированные, единые решения. Так, мы сейчас работаем с несколькими компаниями, предоставляющими складские слуги. Мы стремимся создать единый продукт на рынке, который сочетал бы в себе очень качественное складирование, подбор товара, осуществление всех логистических функций и доставку по территории России.

— В свете этого какой вы видите российскую логистику через несколько лет?

— Через несколько лет бизнес будет дальше продвигаться в регионы. Будут построены склад­ские комплексы, в которые сейчас идет серьезное инвестирование. И уже между ними, наверное, начнется некая конкуренция за клиента, и произойдет примерно то, что происходило в последние годы в Восточной Европе. Там не было никакой инфраструктуры, и в какой-то момент цены очень сильно выросли. Потом построили достаточно большое количество складов, которые стали между собой конкурировать, цены снизились, а качество улучшилось. Конкурировать между собой стали уже логистические компании.

Сергей Круглов окончил Московский государственный институт международных отношений и получил степень MBA в Высшей школе экономики. Владеет английским языком и фарси. В сфере транспорта и логистики начал свою карьеру в 1983 году в компании «Союзвнештранс», где занимался организацией международных грузоперевозок между СССР и Афганистаном, Ираном, Турцией. С 1987 по 1989 год работал на советско-афганском совместном предприятии «Афсотр», осуществлявшем перевозки грузов по территории Афга­нистана и международные перевозки. В 1992 году пришел в ЗАО «Армадилло» в качестве директора по транспорту и заместителя управляющего директора, а в 1995 году возглавил компанию. С 2004 года является генеральным директором группы компаний Armadillo. Сергей Круглов женат, имеет сына, увлекается дайвингом.

РБК daily rbcdaily.ru 01.03.07