31.08.20

С чем и как выходят на экспорт самарские предприниматели

В 2020 году выросли поставки местной сельскохозяйственной продукции за рубеж.

Завоевать весь мир — цель весьма амбициозная, но вполне выполнимая, если это касается уникального продукта, услуги или разработки. Отбросив ложную скромность и страхи, местные бизнесмены штурмуют внешний рынок. По итогам первого квартала 2020 года Самарская область заняла 4-е место по объему экспорта в ПФО и 21-е — в России. И в то же время многие предприниматели пока не решаются выйти на международный уровень. Помочь им могут специалисты Центра поддержки экспорта Самарской области. Какие продукты наших производителей наиболее популярны в других странах, что нужно учитывать при организации внешней торговли и как региональные власти помогают самарским предпринимателям находить зарубежных партнеров, рассказывает sgpress.ru.

АПК выходит вперед

Внешний торговый оборот Самарской области в 2019 году — более 7 млрд долларов. Свыше 4 млрд из них составляет объем экспорта. По большей части самарцы поставляют за рубеж минеральные удобрения, продукцию химической промышленности, машиностроения и автомобилестроения, сельскохозяйственные товары, а также металлы и изделия из них.

— Сейчас из-за закрытия границ условия изменились, некоторые контракты просто не могли быть реализованы, — сообщает руководитель регионального Центра поддержки экспорта Ольга Золотарева. — Особенно остро эти проблемы стояли весной. Сейчас ситуация стабилизируется. Но тем не менее объем за первый квартал 2020 года немного ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Снизились поставки минеральных удобрений. Зато они существенно выросли в таких отраслях, как машиностроение, металлургия и агропромышленный комплекс. Во втором полугодии показатели по ним тоже шли вверх. Почти 50% в сфере экспорта малых и средних предприятий приходится на промышленное производство. Агропромышленный комплекс на втором месте.

Рост объема экспорта АПК в первом квартале 2020-го составил 176%, показав первое место в ПФО. Поставки товаров химической промышленности уменьшились из-за снижения спроса на продукцию самарских заводов ПАО «КуйбышевАзот», ООО «ТОМЕТ», ООО «Тольяттикаучук». Причиной стало приостановление работы предприятий в Китае и Европе, которые ее перерабатывают. Еще одна причина — неблагоприятная конъюнктура цен на химическую продукцию на мировых рынках из-за карантина, вызванного пандемией коронавируса.

Эксперты по экспорту

Основные торговые партнеры, закупающие продукцию самарских экспортеров, расположены в Монголии, Казахстане, Белоруссии и Узбекистане. Также в изделиях самарских производителей заинтересованы потребители из Европы и Азии, в том числе из Китая. Но у амбициозных самарских предпринимателей есть намерения расширить географию. Чтобы не терять времени на поиск информации, неудачные попытки и эксперименты, которые могут обойтись в круглые денежные суммы, бизнесменам предлагают обратиться за помощью в Центр поддержки экспорта Самарской области. Он основан по инициативе правительства Самарской области и оказывает бесплатные услуги потенциальным экспортерам.

Это консультации, помощь в оформлении документов, получение различных патентов и сертификатов. В каждой стране свои нюансы, правила и негласные обычаи, которые нужно знать, чтобы товар успешно продавался. Специалисты центра также готовы способствовать продвижению местной компании на внешнем рынке. Для этого они могут, к примеру, модернизировать и перевести на иностранные языки ее сайт.

Центр проводит множество тематических и отраслевых выставок, где потенциальные партнеры могут встретиться.

— Мы организуем бизнес-миссии, — рассказывает Ольга Золотарева. — Собирается группа предпринимателей и встречается со своими потенциальными партнерами за пределами страны. Или же наоборот — покупатели, нацеленные на продукт, приезжают к нам. Они хотят познакомиться не только с предпринимателем, но и с производством, посмотреть, как это выглядит в реальности, оценить качество продукции, увидеть, как она упаковывается, как выстраиваются бизнес-процессы. Это очень интересно, когда мы позволяем двум заинтересованным сторонам находить друг друга.

Стратегия «под ключ»

В этом году в центре ввели новую услугу — сопровождение экспортеров. Специалист вместе с предпринимателем выстраивает стратегию взаимодействия, чтобы вся работа при выходе на экспорт была логична, последовательна и максимально быстро привела к желаемому результату.

Самарская компании «Развитие» уже опытный экспортер. Ей принадлежит уникальное изобретение — интерактивный анатомический стол «Пирогов». Он используется для обучения студентов и ординаторов медицинских вузов. Команда разработчиков на 100% местная. Проект был реализован в содружестве с Самарским государственным медицинским университетом. В результате изменения законодательства в стране возникла проблема с биоматериалами, но студентам-медикам все равно надо учиться. Интерактивный стол стал дополнительным оборудованием в освоении анатомических наук. Теперь его предлагают в качестве альтернативы классическим диссекционным столам. Разработка используется не только в России, но и в Узбекистане, Казахстане, Туркменистане, Армении. Сейчас руководители проекта рассматривают рынок Юго-Восточной Азии и Европы.

— Мы готовимся к этому совместно с центром, потому что в разных странах существуют определенная специфика, особенности налогообложения, — говорит руководитель проекта Вадим Гвоздков. — Например, в Индии налог на добавочную стоимость составляет 20 или 30%, он напрочь съедает прибыль от экспорта. Поэтому проще заключать соглашения, договариваться о сборке на месте и под местным брендом. Такие детали нужно знать и решать, что возможно только с участием компетентных экспертов.

Поверить в себя

По словам таких специалистов, в Самарской области много разработок, которые могли бы быть очень интересны за рубежом. Это инновации в сфере энергоэффективности, очистки вод и промышленных стоков, переработки отходов. Например, с 2021 года Европа переходит с пластиковой одноразовой посуды на биоразлагаемую. И это источник для идей самарских предпринимателей. Многие европейские компании активизировались, делают запросы, ищут поставщиков экопосуды.

— Самаре есть чем гордиться, — уверена Золотарева. — Наши предприниматели в какой-то степени даже недооценивают себя. Иногда им и в голову не приходит, что их продукт может быть востребован на внешнем рынке, в том числе европейском. Но чтобы выйти туда, бизнес нужно правильно упаковать. Например, одно из местных предприятий делает слайсы из овощей — что-то вроде чипсов. На этот продукт обратил внимание бизнесмен из Германии. По его словам, немцы заинтересованы в российских продуктах, потому что они считаются более экологически чистыми, так что у товара есть потенциал. Можно делать пробную поставку, но сначала надо придумать соответствующую этикетку, разработать упаковку, определенным образом расписать состав.

Ольга Золотарева руководитель Центра поддержки экспорта Самарской области:

— Центр поддержки экспорта существует как единая платформа для предпринимателей, ориентированных на внешние рынки. Мы работаем как с теми компаниями, которые уже производят продукцию на экспорт, так и с теми, кто только нацелен на развитие нового бизнеса, замещение выпадающих рынков и присутствие во всем мире.

Компетенции у начинающего экспортера и у опытного разные. Первому нужно получить знания: изучить таможенные правила, финансовые вопросы и так далее. У человека, который уже работает на экспорт, задачи другие: расширение географии присутствия, поиск новых партнеров или вообще создание нового продукта. Мы помогаем упаковать бизнес в соответствии с теми требованиями, правилами и запросами, которые есть в каждой отдельной стране. Это все индивидуально и не может быть одинаково.

Самарская газета