14.12.21

С шоколадом на вывоз

Как в Москве развивается экспорт агропродукции

Москва продолжает увеличивать объемы поставок товаров агропромышленного комплекса (АПК) за рубеж, при этом столичные производители заметно наращивают сбыт именно готовой пищевой продукции: кондитерской, молочной и мясной. Эти категории считаются наиболее перспективными для дальнейшего расширения московского экспорта, однако они же наиболее подвержены рискам срыва из-за непонимания специфики зарубежных рынков и культурных особенностей потребителей. Для сокращения внешнеторговых барьеров федеральные и московские власти разворачивают для предприятий АПК комплексную поддержку вплоть до индивидуального сопровождения предпринимателей при выходе на рынок.

Московский экспорт продукции АПК по итогам восьми месяцев вырос на 7,4% в годовом выражении и составил $2,4 млрд (в текущих ценах). При этом, несмотря на ограничения, введенные для борьбы с коронавирусом, по итогам 2020 года экспорт АПК также показал положительную динамику (+32% к 2019 году), превысив пятилетние показатели, и составил $3,8 млрд при плане в $3,2 млрд.

Рост обеспечивают в первую очередь поставки на внешние рынки готовой пищевой продукции. Так, ее доля в экспорте АПК за пять лет выросла с 16,7% (в 2015 году) до 17,5% (в 2020 году), следует из данных Федеральной таможенной службы.

Сегодня московскую продукцию АПК закупают порядка 130 стран. В 2021 году больше всего товаров ушло в Турцию (12,9%), Казахстан (11,4%), Белоруссию (9,4%), Саудовскую Аравию (5,2%) и Египет (4,6%) — пятерка главных импортеров осталась без изменений.

Сладкий экспорт

Наибольшей популярностью за рубежом пользуются столичные сладости: объем поставок кондитерских изделий в январе—августе достиг $139,89 млн (75,7% экспорта за весь 2020 год). За этот период столичные компании продали шоколадную продукцию на $67,5 млн, мучные кондитерские изделия — на $54,4 млн. Как отмечают в Центре поддержки экспорта «Моспром», по итогам 2021 года столица ждет рекордных показателей экспорта по этому направлению.

В 2021 году московские сладости уже поставляются в 65 стран против 62 стран в 2020 году — география продолжает восстанавливаться и приближается к показателю доковидного периода (в 2019 году кондитерская продукция экспортировалась в 70 стран). Наиболее востребованы сладости в Белоруссии, Казахстане и Германии. «Производителям кондитерской продукции стоит учитывать, что стратегия развития и наращивания экспорта должна быть основана не только на увеличении поставок уже знакомой потребителям продукции, но и дифференциации предлагаемых товаров»,— указывают в «Моспроме». Кроме того, рекомендуется расширять географическое присутствие на внешних рынках — сейчас 66% московского экспорта сладостей приходится на шесть стран (в их числе Азербайджан, Германия, Киргизия). К перспективным направлениям относятся, например, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия. Импортные кондитерские изделия на Ближнем Востоке пользуются большим вниманием потребителей, так как они считают их более качественными. Еще одним фактором успеха столичной кондитерской продукции на ближневосточных рынках является высокий уровень потребления шоколадных кондитерских изделий, поясняют эксперты «Моспрома».

Помимо сладостей перспективными для дальнейшего развития эксперты центра считают еще три отрасли: производство безалкогольных напитков, молочной и мясной продукции — все они характеризуются стабильным увеличением интереса за рубежом. Так, например, поставки безалкогольных напитков в 2021 году достигли максимальных значений — как по стоимостному объему экспорта ($33 млн за январь—август против $26,5 млн за весь 2020 год), так и по количеству стран-импортеров (51 против 46 годом ранее).

Экспорт молочной продукции за тот же период составил $61,9 млн, превысив объемы поставок за весь 2020 год ($58,05 млн) — это рекордный показатель за шесть лет. Одним из драйверов стал рост совокупного импорта молочной продукции Казахстана — сегодня это главный покупатель подобных продуктов. Большая доля экспорта в данной категории приходится на поставки мороженого. Особый интерес к десерту наблюдается на рынках США и Канады, где растет спрос на мороженое с большим содержанием углеводов, сахаров и жиров, а также на продукты из растительного молока.

Также эксперты центра рекомендуют крупным производителям мясной продукции присмотреться к зарубежным рынкам. Перспективными здесь считаются страны Восточной Азии (Вьетнам, Китай, Гонконг), где востребованы различные мясные субпродукты. Поставки колбасных изделий рекомендуется наращивать в страны ближнего зарубежья — главными импортерами столичных колбас считаются Казахстан, Азербайджан и Киргизия. Экспортеры могут расширять товарную линейку, не боясь потерять постоянных покупателей, поскольку Россия остается главным экспортером на эти рынки.

Рынки со спецификой

Барьером при экспорте продукции АПК для многих предпринимателей могут стать специфичность рынка и необходимость адаптации продукта под вкусовые предпочтения местных потребителей. Вице-президент Группы агропредприятий «Ресурс», крупнейшего российского экспортера мяса птицы, Ирина Климова рассказывает, что китайский рынок отличается высоким уровнем лояльности к российским продуктам, при этом для потребителей критично наличие русского языка на этикетке для верификации производителя. «Для китайского потребителя импортные продукты означают более высокий уровень качества по сравнению с местным производством»,— отмечает она. В странах Ближнего Востока важным фактором является халяльность продукции, у каждой страны жесткие требования к сертификации продуктов питания, а также требования по маркировке, что приводит к дополнительным расходам для производителей. Впрочем, по словам Ирины Климовой, в нашей стране выстроена эффективная система господдержки АПК и у предприятий есть возможность получения субсидий для компенсации части подобных затрат.

Московские производители при выходе на внешние рынки могут рассчитывать на помощь Центра «Моспром». Речь идет об индивидуальном сопровождении предприятий: от анализа уровня экспортной готовности и потребностей до проверки добросовестности контрагентов и организации встреч с иностранными покупателями. Компании могут участвовать в байерской программе для поиска поставщика, включающей бизнес-миссии, предпродажные мероприятия и MatchMaking (деловые встречи на выставках). При этом специалистами Центра «Моспром» оказывается не просто стандартный пакет бесплатных услуг, а индивидуальный комплекс мер поддержки, рассчитанный из запросов компаний на конкретных рынках.

Новые вызовы

В последние годы появился дополнительный фактор, способный повлиять на экспортную деятельность,— соответствие предприятия принципам ESG. Экологичное производство — сегодня это не только вопрос ответственности и международного позиционирования бренда, но и фактор успешности в экспорте. Так, контрагенты все чаще обращают внимание на показатели устойчивости бизнеса: российские компании, в свою очередь, декларируют соответствие ESG-стандартам, но не всегда имеют систему оценки рисков, считают эксперты. Заместитель руководителя Центра Россия—ОЭСР РАНХиГС Иван Ермохин указывает, что экспортно ориентированные компании могут раскрывать контрагентам информацию в области экологических и трудовых рисков, поскольку жесткость регулирования в этих областях в РФ обеспечит соблюдение части требований к устойчивости. Кроме того, предприятия могут включать в свою политику стандарты ответственного ведения бизнеса, разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития.

Дмитрий Краснов, руководитель федерального центра «Агроэкспорт»:

Москва — второй регион России по экспорту продукции АПК, объем которого в прошлом году превысил $3,8 млрд (13% от общероссийского). Потенциал роста московского экспорта мы видим в расширении поставок готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Этому будет способствовать не только развитие производственной инфраструктуры региона, но и комплекс мер государственной поддержки, реализуемых как в Москве, так и на федеральном уровне.

ФГБУ «Агроэкспорт» Минсельхоза России является центром знаний и компетенций в области аграрного экспорта. «Библиотека экспортера», созданная центром, содержит более 300 аналитических продуктов: концепций продвижения, экспортных гидов, страновых и отраслевых обзоров. Проекты центра реализуются в партнерстве с отраслевым сообществом, лучшими экспертами отрасли, международными организациями, а также ведущими мировыми консалтинговыми и маркетинговыми агентствами.

В свою очередь, московские власти готовы обеспечить широкую поддержку «зеленым» инициативам столичных предприятий. Так, столичные молочные комбинаты — Царицынский и Лианозовский — в рамках новой глобальной стратегии планируют свести к нулю выбросы CO2 к 2040 году. Эта работа предполагает развитие практик бережливого производства и повышение его экологичности. Также правительство Москвы предоставило PepsiCo без торгов земельный участок в Восточном Дегунино для возведения очистных сооружения для Лианозовского молочного комбината.

Коммерсантъ Приложения