04.12.06

Самого большого успеха от саммита в Финляндии добилась страна-устроитель

в Хельсинки встреча на высшем уровне Россия Евросоюз вопреки прогнозам скептиков не оказалась провальной. Несмотря на то что мировые СМИ уделяли повышенное внимание мясному демаршу Польши и смерти Александра Литвиненко, на саммите удалось достигнуть результатов как минимум по трем направлениям. Во-первых, еще до начала мероприятия были заключены соглашения о транспорте в рамках встречи российского и финского президентов, во-вторых, Россия согласилась постепенно отменить сборы за авиационные перелеты над Сибирью и, в-третьих, будет продолжена программа Северное измерение . По мнению финской прессы, самого большого успеха от встречи добилась страна-устроитель.

Очереди на границе

Президент Владимир Путин прибыл в Хельсинки за день до начала саммита, чтобы обсудить с Тарьей Халонен состояние двусторонних отношений и актуальные вопросы международной политики. В аэропорту российского президента встречала глава финского Министерства по транспорту и коммуникациям Сусанна Хуовинен, которая отвечает в правительстве за проблемы, стоявшие в повестке дня встречи президентов. В начале ноября Хуовинен обвинила российские таможенные власти в неэффективной работе, возложив на них всю вину за достигшие рекордной, 60−километровой отметки очереди. Однако по мере приближения саммита картина стала более нюансированной: за день до встречи президентов глава финской таможни Тапани Эрлинг заявил, что часть ответственности за критическую ситуацию лежит на Евросоюзе. Главный финский таможенник отметил, что его ведомство не может наладить обмен данными с российскими коллегами из-за директив Еврокомиссии, считающей, что такую меру необходимо вводить одновременно на всех границах России с ЕС. По мнению Эрлинга, проблема не столько в компетентности российских чиновников, сколько в том, что таможенные ведомства России и Финляндии работают в отрыве друг от друга.

Владимир Путин посчитал причиной сложившейся ситуации недостатки инфраструктуры пограничных переходов и дорожной сети, которые не приспособлены для такого объема и такого возросшего потока . Кроме того, президент РФ отметил неэффективность бюрократии и слишком большой поток транзитных грузов, которые идут в Россию через финские порты. Путин возложил часть вины за простои грузов на некоторые соседние государства , чьи слишком жесткие правила таможенного оформления грузов вынудили перевозчиков перенаправить транспортные потоки. Российский президент обещал финскому коллеге внести вклад в решение проблемы очередей, предложив прямую транспортировку грузов из Германии в российские порты и повышение объема железнодорожных перевозок.

Польское вето на переговоры о заключении нового стратегического соглашения о партнерстве между Россией и Евросоюзом сыграло положительную роль: транспортный вопрос попал в повестку дня саммита. Теперь Финляндию не бросят в беде. На пресс-конференции по итогам саммита глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, что Евросоюз планирует облегчить таможенные формальности между ЕС и Россией, насколько это возможно . Финский премьер-министр Матти Ванханен добавил, что рассмотрение пилотного проекта начнется уже через несколько недель. Российская сторона также обещала ускорить оформление грузов на границе: министр транспорта Игорь Левитин заявил, что прохождение границы должно занимать не более часа.

Летят самолеты, бегут поезда

Среди важных итогов финского дня можно назвать также подписание соглашения о создании акционерного общества Oy Karelian Trains Ltd, которое станет собственником подвижного состава проекта скоростного сообщения между Петербургом и Хельсинки. Договор подписали руководители ОАО Российские железные дороги и VR Group Ltd ( Финские железные дороги ). После нескольких лет согласований различного рода формальностей стороны наконец договорились о начале реализации проекта. По сообщению департамента по связям с общественностью РЖД, движение скоростных электропоездов планируется открыть в конце 2009 года. После более чем двадцатилетних дискуссий Россия и Евросоюз наконец достигли соглашения о постепенной отмене платы за право полетов над Сибирью, которую Россия взимает с европейских авиаперевозчиков. В нынешнем году сумма этих выплат составила 330 млн евро. В соответствии с этим соглашением выплаты будут полностью отменены к 2014 году. Финская газета Helsingin Sanomat в связи с этим отметила, что национальная авиакомпания Finnair сэкономит на перелетах в азиатские страны не менее 20 млн евро. Finnair занимает третье место среди европейских авиапредприятий в авиасообщении с Китаем, поэтому необходимость платить российские сборы мешала более активному продвижению Finair на Азиатский континент.

Ни рыба, ни мясо

Запрет на поставки мясной продукции в Россию, наложенный на Польшу, получил неожиданное продолжение накануне приезда российского президента. На финских новостных лентах появились сообщения о возможном запрете на импорт продукции животноводства из Евросоюза в Россию после вступления в организацию Болгарии и Румынии из-за проблем с сертификацией продукции. На пресс-конференции по итогам переговоров с Тарьей Халонен Владимир Путин успокоил финских производителей и их коллег из других европейских стран: тема санитарного контроля касается только новых членов ЕС. Это не вопрос каких-то политических происков это проблема практических переговоров , заявил российский президент, уточнив, что вину в сложившейся ситуации следует возлагать на сотрудников Еврокомиссии, которые не посчитали возможным провести с нами предварительные консультации по ряду проблем, которые представляют взаимный интерес . У молочного концерна Valio и поставщиков мясной продукции на российский рынок имелись все основания для беспокойства в 2005 году экспорт финских продуктов этой категории превысил отметку 111 млн евро, в 2006−м ожидается превышение этого уровня.

Норвегии, которая в Евросоюз не входит, повезло меньше: премьер-министр Йенс Столтенберг проблему запрета на экспорт в Россию лосося обсудить с Путиным не успел. На вопрос норвежской газеты Aftenposten, почему рыбный вопрос остался за рамками двусторонней дискуссии, Столтенберг ответил так: То, что норвежская рыба не может беспрепятственно попадать в Россию, является серьезной проблемой. Но этот вопрос сегодня не был темой переговоров. Я указал на важность для России членства в ВТО, что в большой мере будет способствовать решению проблемы с рыбой. Тогда мы сможем выработать ясные общие правила . Норвежская пресса считает проблему запрета на поставки лосося в Россию в значительной мере политической и проводит параллели с запретом на поставки польского мяса.

Как измерить Север?

Одновременно с саммитом ЕС Россия в Хельсинки была организована встреча руководителей участников программы Северное измерение Европейского союза, России, Норвегии и Исландии. Европейский союз представляли президент и премьер-министр председательствующей в ЕС Финляндии, глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу и генеральный секретарь Совета ЕС, комиссар ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана. От Норвегии и Исландии на встречу прибыли премьер-министры Йенс Столтенберг и Гейр Хильмар Хорде. И, судя по всему, программа, которую за последние годы многие журналисты и эксперты успели несколько раз похоронить, обретает новую жизнь: стороны, подписавшие новые документы, полны оптимизма.

На саммите в Хельсинки была предпринята новая попытка наполнить программу реальным содержанием, поскольку в этом году истекает срок плана действий предыдущей программы. Для продолжения инициативы было необходимо подписание новых документов, которые и одобрены на встрече. Реализация обновленного Северного измерения начнется с 1 января 2007 года.

Новая версия программы оформлена в два документа саммита политическую декларацию и рамочный документ по политике Северного измерения . В новой версии программы декларируется равноправное партнерство всех четырех сторон соглашения. В рамках Северного измерения также объединяются усилия существующих организаций Балтийского региона и региона Баренцева моря Совет Баренцева / Евро-арктического региона, Совет государств Балтийского моря, Совет министров Северных стран и Арктический совет. В новой декларации среди участников Северного измерения названы Европейский банк реконструкции и развития, Северный инвестиционный банк и Всемирный Банк.

Приоритетными направлениями партнерства названы приграничное сотрудничество, транспорт и логистика, возобновляемая энергия и энергоэффективность. По сравнению с предыдущими планами действий акцент сместился на конкретные мероприятия, которые должны использовать уже имеющиеся возможности и конкурентные преимущества. Найден ответ на вопрос о месте программы в российско-европейских отношениях: в рамочной декларации отмечается, что Северное измерение станет региональным воплощением дорожных карт по четырем общим пространствам России и ЕС с участием Норвегии и Исландии. В качестве приоритетных регионов России отмечены ее Северо-Запад и отдельно Калининградская область.

По-видимому, наиболее понятным российским гражданам станет положение об упрощении визового режима между Россией и Европейским союзом. В декларации Северного измерения ясно указана цель, к которой в итоге должны прийти стороны, безвизовый режим. Учитывая прогресс в отношении безвизового передвижения как долгосрочной задачи в отношениях между Россией и Евросоюзом, Исландия и Норвегия также присоединяются к выполнению этой задачи в рамках своих отношений с Россией , подчеркивается в рамочном документе.

Вместо послесловия

Корреспонденты журнала Эксперт Северо-Запад взяли интервью у заместителя директора департамента по делам Северного измерения Министерства иностранных дел Финляндии Марьи-Леены Вуоренпяя.

В чем, на ваш взгляд, принципиальное отличие между новым и старым Северным измерением ?

Ранее Северное измерение было политикой Европейского союза. Теперь оно превратилось в общую политику ЕС, России, Норвегии и Исландии в этом принципиальная перемена. Мы надеемся, что после подписания новых документов все участники продемонстрируют большую приверженность сотрудничеству в рамках Северного измерения .

Журналисты и эксперты критиковали Северное измерение за отсутствие реальных результатов. Каким образом вы надеетесь достигнуть более эффективной работы в рамках новых инициатив?

Мы надеемся, что изменение формата программы принесет и дополнительное финансирование конкретных проектов. Как отмечается в декларации Северного измерения , мы продолжим развивать и поддерживать уже существующие программы партнерства в области экологии и здравоохранения. Будут также запущены новые программы сотрудничества, в частности в области транспорта и логистики. Кроме того, скорее всего, станет более интенсивным сотрудничество в энергетической сфере. Мы надеемся, что стороны поддержат приграничное сотрудничество на уровне регионов и муниципалитетов.

Хельсинки Санкт-Петербург
Эксперт Северо-Запад; 04.12.06