24.04.17

Самолеты Почты России открыли регулярные рейсы в Китай

В конце прошлого года в работе Почты России произошел очередной прорыв: предприятие приобрело для грузоперевозок два самолета ТУ-204С. С декабря по март они совершили 92 рейса и перевезли больше 2500 тонн груза.

"МК" провел один день с Почтой России в аэропорту Новосибирска "Толмачево" и выяснил, на каких самолетах летает корреспонденция, как происходит выгрузка и погрузка почты и каковы объемы грузоперевозок крупнейшего отечественного оператора связи.

В конце прошлого года в работе Почты России произошел очередной прорыв: предприятие приобрело для грузоперевозок два самолета ТУ-204С. С декабря по март они совершили 92 рейса и перевезли больше 2500 тонн груза.

"МК" провел один день с Почтой России в аэропорту Новосибирска "Толмачево" и выяснил, на каких самолетах летает корреспонденция, как происходит выгрузка и погрузка почты и каковы объемы грузоперевозок крупнейшего отечественного оператора связи.

Для почтовых самолетов привычными уже стали маршруты в Норильск, Новосибирск, Анадырь, Певек, Петропавловск-Камчатский, Якутск и другие города. А весной Почта России открыла регулярные рейсы из китайских Женьчжоу и Харбина в Новосибирск, с частотой 2-3 раза в неделю. В скором будущем регулярные почтово-грузовые рейсы свяжут также Харбин и Екатеринбург.

...Находиться на летном поле не в качестве пассажира, а в качестве наблюдателя за жизнью аэропорта - дело весьма интересное. Каждые 5-10 минут взлетают и садятся самолеты, снуют туда-сюда автобусы и багажные тягачи... Служба аэропорта доставляет нас к стоянке неподалеку от грузового терминала. Сюда скоро должен прибыть один из двух среднемагистральных самолетов Ту-204С, которые в прошлом году закупила Почта России для перевозки грузов.

- Через час наш Петя из Харбина прилетит, - говорят сотрудники Почты России.

Я недоумеваю: что еще за Петя?

Оказывается, так ласково почтовики называют самолет, которому присвоено имя "Петр I". Второе грузовое воздушное судно называется "Екатерина II" - а в просторечье, как несложно догадаться, Катя.

В ожидании "Пети" мы узнаем множество интересных вещей. Не секрет, что своим авиапарком располагает большинство крупных почтовых администраций и логистических операторов. Но далеко не все знают, сколько именно самолетов они имеют в собственности. Цифры впечатляют. Так, Deutsche Post владеет 137 самолетами, Почта Китая - 29-ю, у Почты Италии и Канады - по 12 самолетов. А флот частной почтовой службы Fedex составляет аж 654 воздушных судна! Между тем такое мощное предприятие как Почта Россия до недавнего времени не имело в собственности вообще ни одного самолета.

Решение о создании авиапарка, который бы позволил Почте России не зависеть от расписания пассажирских рейсов, доставлять грузы в срок и оперативно реагировать на пиковые нагрузки по самым загруженным и сложным направлениям, не допуская коллапсов, назревало давно. Но окончательно необходимость перейти от идеи к делу стала ясна после ухода с рынка авиакомпании Трансаэро, которая выполняла значительную часть грузоперевозок Почты. Начались задержки доставки товаров на Дальний Восток; серьезно выросли объемы грузоперевозок из разных стран (так, в 2016 году объем почтовых отправлений только из Китая составил больше 30 тысяч тонн). Требовалось исключить случаи задержки отправлений в зарубежных аэропортах в ожидании вылета в Россию авиакомпаний, выгодных отправителям.

...Внезапно почтовики оживляются: "Летит наш Петя, летит!" Через минуту раскрашенный в корпоративные цвета Почты России самолет элегантно садится на полосу и вскоре подруливает на перрон. К нему подъезжает погрузчик с оператором, поднимает платформу на высоту двери грузового отсека и аккуратно с ней стыкуется. Вскоре из самолета на погрузчик перемещается огромный многотонный "брикет", образованный из десятков посылок и обтянутый крупной сеткой.

"Операция" занимает считанные минуты. Быстрота объясняется принципом выгрузки-погрузки посылок: и пол самолета, и платформа погрузчика оборудованы роликовыми транспортерами. Человеческих усилий для перемещения отправлений совершенно не требуется - только точность в управлении. Груз отъезжает в сторону, на очереди следующий блок посылок.

И вот наконец разгрузка почтовых отправлений из Китая завершена. Поднимаемся по трапу в самолет. Сразу за кабиной пилотов имеется три места для авиатехников и людей, сопровождающих груз (в пассажирских лайнерах в этом месте "базируются" бортпроводники). Остальная часть салона, предназначенная только для почтовых отправлений, отделена перегородкой и без привычных кресел кажется огромной.

После разгрузки начинается обратный процесс: погрузка посылок, которые полетят из Новосибирска в Москву. Салон заполняется отправлениями до отказа. Увлекшись наблюдением за процессом, мы даже не замечаем, в какой момент подъехал топливозаправщик. Самолет готов к взлету. Желаем пилотам и бортинженеру хорошей дороги.

За последние пять лет объемы международных почтовых отправлений выросли более чем в десять раз - в первую очередь благодаря активному развитию интернет-торговли. Доля авиаперевозок Почты России составляет 10% от общего объема доставки различными видами транспорта - весьма солидная доля. Причем до начала 2013 года больше половины воздушных перевозок осуществлялись через посредников. За 2014-2015 годы предприятие ушло от этой порочной практики, заключив со всеми крупными авиакомпаниями прямые контракты. "Отказ от посредников дает экономию около 300 млн рублей в год", - говорят почтовики. Но еще большую экономию дает развитие собственного авиапарка. Каждая перевозка своим самолетом дешевле, чем на чартерах, на 40-50%.

Несколько слов - о процедуре закупки самолетов. Как пояснили экономисты, она проводилась в несколько этапов. На первом была проведена оценка рынка. В марте 2016 года Почта России разместила на своем официальном сайте в информационных разделах электронных торговых площадок сообщение о заинтересованности в проведении закупки среднемагистральных грузовых воздушных судов. По итогам проведенного запроса только одно их трех предложений соответствовало требованиям Технического задания и имело минимальную стоимость.

Второй этап - собственно приобретение самолетов согласно федеральному закону "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" как объектов недвижимости (для тех, кто не знает: в Гражданском кодексе РФ указано, что воздушные суда относятся к объектам недвижимости).

И, наконец, необходимо было подтвердить справедливость стоимости приобретаемых самолетов. В мае 2016 года независимый оценщик подтвердил: цена, заявленная продавцом ("Ильюшин Финанс Ко"), является рыночно справедливой.

- Для покупки двух самолетов стоимостью 3,39 миллиарда рублей Почта России привлекла от Альфа Банка 3 млрд рублей по ставке 11,675%, - поясняют "МК" специалисты предприятия. - С учетом получения субсидии (по госпрограмме "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы") эффективная ставка проектного финансирования составит менее чем 2,7% годовых. Это позволит обеспечить один из лучших результатов на рынке с точки зрения показателей окупаемости и возврата инвестиций для такого рода инфраструктурных проектов.

- Два самолета Почты России практически на 100 процентов используются для доставки международных посылок. Это - очевидная экономия средств предприятия, - говорит генеральный директор консалтинговой компании "Инфомост", один из крупнейших авиационных экспертов России Борис Рыбак. - Да, можно заказывать перевозки у других грузовых компаний, можно кооперироваться с пассажирскими компаниями, которые летают в Турцию, Китай и т.д. Но дело в том, что для пассажирских авиакомпаний перевозка грузов не является основным бизнесом. Поэтому одни компании относятся к этому бизнесу с легкой прохладцей, а для других такой "приработок" является даже головной болью. Что касается грузовых специализированных компаний, они традиционно обходятся дороже. В частности, потому что предоставляют услуги, которые могут быть не нужны - например таможенное оформление. Насколько я знаю, благодаря использованию двух собственных самолетов у Почты России получается существенная экономия по доставке посылок.

В 2016 году Почта доставила максимальный за свою историю объем - 225 млн международных почтовых отправлений (для сравнения: в 2015-м было обработано 128 млн). "Петр I" и "Екатерина II" обеспечили успешное прохождение предновогоднего пика. С декабря 2016-го по март нынешнего года воздушные суда "Почты России" осуществили 92 рейсa, в ходе которых перевезли 831,7 тонны почтовых отправлений и 1815,2 тонн коммерческих грузов.

В самом ближайшем будущем маршрутная сеть регулярных рейсов свяжет Москву и Новосибирск с труднодоступными городами Севера и Дальнего Востока и с транспортно-логистическим центром Китая Синьжень. Со дня на день по Дальнему Востоку откроются дополнительные регулярные почтово-грузовые рейсы в Якутск, Анадырь и Петропавловск-Камчатский с частотой 1-2 раза в неделю. С июня недельную частоту планируется увеличить до 3 рейсов.

- Для сохранения конкурентоспособности Почта России будет развивать авиапарк, открывая новые маршруты и приобретая для этого разные типы самолетов, - рассказывают представители предприятия. - Сегодня Почта России в начальной стадии формирования собственного авиапарка. Чтобы выполнять беспосадочные перелеты из Юго-Восточной Азии в Россию и обеспечивать транзит в Европу, нужны дальнемагистральные воздушные суда. Возможно, будем закупать российские ИЛ-96. Уже сейчас Почта способна представить рыночные предложения и осваивать новые мировые площадки интернет-торговли и доставки. Например, уже подана заявка на разрешение полетов в Гонконг, а в долгосрочных целях, наряду с развитием почтово-логистического коридора Европа - Азиатско-Тихоокеанский регион, мы не исключаем и трансатлантические перелеты - в США.

Уже сейчас объем электронной коммерции между Россией и одним только Китаем составляет несколько тысяч тонн посылок в год. Темпы роста увеличиваются постоянно, рост колоссальный. Кто-то эти посылки должен доставлять, верно? Так почему бы это не делать самой Почте, с их налаженной работой с таможней, с их развитой сетью почтовых отделений. Я думаю, что очень разумный шаг со стороны Почты России - развивать собственный авиапарк, - подытоживает Борис Рыбак.

Московский Комсомолец