27.10.09

Санитары границ

Фитосанитарная проверка автомобилей на границе объявлена незаконной. 29 августа Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала Россельхознадзор и Федеральную таможенную службу (ФТС) нарушившими закон "О защите конкуренции". Однако, несмотря на решение ФАС, проверки продолжаются на некоторых постах и сегодня.

Коммерсант

Федор Мельников

На защите конкуренции

Комиссия ФАС признала Россельхознадзор и ФТС нарушившими ст. 15.1.2 закона "О защите конкуренции". В антимонопольной службе пришли к выводу, что ведомства необоснованно препятствовали деятельности "хозяйствующих субъектов, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам".

Напомним, что ФАС завела дело против Россельхознадзора и ФТС в начале августа. Внимание надзорного органа привлек документ под названием "Перечень подкарантинной продукции, подлежащей государственному карантинному фитосанитарному контролю". Согласно ему, с 15 июля наряду с ввозимыми в РФ овощами, фруктами и семенами обязательную фитосанитарную проверку должны проходить и подержанные автомобили. По официальной версии, опубликованной Россельхознадзором, на пересекающих границу машинах слишком часто выявляются опасные для сельхозкультур "образцы биологических материалов" — остатки растений и насекомых. По данным Россельхознадзора, в 2007-2008 годах во время досмотра на границе было зафиксировано 14 случаев, когда пограничники находили на транспортных средствах азиатскую хлопковую совку, американскую белую бабочку и японского жука.

Однако защитники прав автомобилистов расценили новые нормы как еще один удар по импорту в Россию подержанных иномарок, и так уже серьезно подорванному прошлогодним повышением пошлин. Ведь в случае обнаружения подозрительных объектов, не поддающихся идентификации на месте, автомобиль может быть задержан для проведения лабораторного анализа, на который, по оценкам экспертов, может потребоваться от трех недель до месяца. Но, конечно, если хозяину удастся "договориться" с инспектором, то жуки сразу могут быть признаны безвредными.

В переводе на русский это означает, что ввоз подержанных иномарок неофициально облагается еще одной — фитосанитарной — пошлиной. А у сотрудников Россельхознадзора появляется новый перспективный источник дохода. Ведь получить деньги с автоимпортеров наверняка легче, чем с тех, кто ввозит в Россию такую продукцию, как, скажем, "клещи живые для использования в научных целях" или "отходы перьев птиц и их частей".

Во время встречи в ФАС представители Россельхознадзора сослались на данное Минсельхозу поручение государственной приграничной комиссии от 26 июня 2008 года подготовить в трехмесячный срок перечень товаров для дополнительной проверки на границе. "Поручение было дано министерству, а не контрольно-надзорному органу, который не имеет права издавать нормативные акты,— объяснил замначальника управления контроля органов власти ФАС Сергей Абышев.— Тем самым были превышены полномочия госоргана. Что касается таможенной службы, то для нее появление перечня могло бы пройти и без последствий. Но руководители ведомства поставили свою подпись под перечнем и обязали требовать с водителей результаты фитосанитарной проверки на границе". Кроме того, в ходе проверки ФАС выяснилось, что перечень Россельхознадзора касается только тех автомобилей, которые ввозятся в РФ на продажу. "Если машина ввозится для частного пользования или временно, то никакой фитосанитарной проверки она не проходит,— добавил Сергей Абышев.— Где гарантия, что на этих машинах не будет образцов биологических материалов?"

Бессмысленная победа

"Решение ФАС можно расценивать как первую, хотя и небольшую, победу автовладельцев после повышения пошлин на импорт иномарок в 2009 году,— считает глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.— К сожалению, этот случай показывает, что государство не контролирует не только бизнес, но и собственные структуры. Ведь ФАС выявила нарушения уже после вступления перечня в силу. Хорошо было бы, если бы государство еще и компенсировало автовладельцам все затраты, понесенные в ходе фитосанитарных проверок, но в это верится с трудом".

Однако и почти два месяца спустя, несмотря на решение ФАС, поиски жуков-вредителей в автомобилях на границе продолжаются. В Россельхознадзоре и ФТС заявляют, что пока юридических оснований для прекращения проверок нет.

Как пояснил Сергей Абышев, теперь оба ведомства должны подтвердить документально, что антимонопольное законодательство больше не нарушается.

Однако в обоих ведомствах нам дали понять, что не готовы отменять спорный перечень. Для того чтобы отменить решение, нужны документально подтвержденные аргументы ФАС, заявили в Россельхознадзоре, и как только они их получат, отменят перечень либо начнут оспаривать решение ФАС. С аналогичной проблемой столкнулась и ФТС, где уже даже согласились с решением ФАС. Там готовы отозвать письмо, которым направлялся перечень (в региональные подразделения ФТС), как только решение ФАС к ним поступит.

"Россельхознадзор и таможенники намеренно затягивают выполнение решения ФАС, придумывая для этого любые поводы,— уверен Сергей Канаев.— С одной стороны, фитосанитарная проверка приносит серьезную коммерческую выгоду аффилированным с Россельхознадзором фирмам, осуществляющим проверку на границах. С другой стороны, в ведомствах рассчитывают, что решение о прекращении проверок будет принято "сверху", так как это связано напрямую с поддержкой российского автопрома".

Коммерсант 27.10.09