21.09.06

Сбыт автомобилей тормозит логистика

Российские автодилерские центры готовятся к укрупнению. Большим компаниям-дилерам проще выходить на рынки третьих стран.

Вчера в Москве открылась конференция Автомобильный ритейл в России пути развития .

По данным председателя комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Александра Борисова, к 2010 году в России будет производиться более 8 млн автомобилей.

При этом внутренний рынок будет потреблять всего лишь 2,3 млн. Это неизбежно приведет к увеличению сбыта автомобилей за рубежом: как в рамках СНГ, так и за его пределами.

По мнению эксперта ТПП, рост спроса на авто в России подстегивается доступностью автокредитования. На начало года объем рынка кредитования составлял 30 млрд руб., при этом доля автокредитования была 3 млрд., отметил представитель ТПП. И она будет расти дальше .

Александр Борисов отметил, что в ближайшие 2 3 года большинство мировых автопроизводителей построят в России сборочные производства, которые будут выпускать автомобили в ценовой категории $10 20 тыс. Нишу менее $10 тыс. вполне могут занять китайские автопроизводители, с которыми российскому автопрому предстоит еще побороться.

Несмотря на огромные перспективы роста автодилерских сетей, уменьшения очередей за автомобилями (преимущественно иномарками) не предвидится, полагает председатель совета Международной ассоциации дилеров ОАО АвтоВАЗ и гендиректор группы компаний Элекс-Полюс Игорь Лисютин. Виной тому логистические проблемы. При том что растет производство автомобилей внутри России, их импорт не уменьшается.

По данным таможни Финляндии, за последние полгода транзит легковых автомобилей через финские порты увеличился на 77%, отметил Игорь Лисютин. За 5 месяцев текущего года в Россию было импортировано почти 331 тыс. автомобилей на сумму $3,9 млрд .

Однако импорт сдерживается дефицитом перевозчиков, отсутствием складских площадей, логистической инфраструктуры. Из-за этого спрос на иномарки в России превышает предложение почти в 2 раза, подчеркнул эксперт.

Россия пока не обзавелась своими логистическими терминалами. В итоге большая часть автомобилей, в том числе японского и корейского производства, завозится в Россию морем через финские порты.

По словам Виктора Лисютина, финские логистические склады обладают значительными площадями и к тому же достаточно дешевы. Кроме того, в Финляндии не требуется проводить таможенное оформление грузов. Но на сегодняшний день финские склады загружены до предела: очереди на хранение автомобилей расписываются на месяц вперед.

Альтернативой морским перевозкам могли бы стать сухопутные. Однако сегодня существует серьезный дефицит автовозов, что вынуждает перевозчиков повышать цены на свои услуги. Железнодорожные перевозки, по мнению гендиректора Элекс-Полюса , чрезвычайно дороги. К тому же не хватает вагонов для перевозки автомобилей: существующие платформы не отвечают требованиям, предъявляемым к перевозке иномарок.

В связи с перечисленными на конференции проблемами на рынке розничных продаж автомобилей наметилась тенденция к укрупнению дилерских центров, отметила директор Национального агентства промышленной информации Татьяна Арабаджи.

Более мелким компаниям становится тяжело выживать на рынке, и со временем они будут с него вытесняться. К 2010 году на российском рынке авторитейла будут доминировать не более 15 крупных игроков , полагает Татьяна Арабаджи.

К числу значительных тенденций она также отнесла стремление дилерских центров работать не с одним брендом, а с несколькими. Это обусловлено защитой от рисков падения популярности отдельных брендов, риска изменения возможностей автопроизводителей , отметила эксперт.

Такая стратегия с учетом различных ценовых категорий позволяет увеличить объемы реализации автомобилей, добавила она. В настоящее время некоторые крупные холдинги продают продукцию более десяти автомобильных брендов.

Татьяна Арабаджи также отметила нарастающую экспансию дилерских центров в регионы. Представительства крупнейших дилерских компаний стали открываться даже в городах с населением не более 350 тыс. человек.

Гудок 21.09.2006