24.04.15

Шелковый путь на трех дорогах.

Вопросы сотрудничества между Китаем и странами ЕАЭС обсудили эксперты на конференции «Создание Евразии: экономический пояс Шелкового пути», прошедшей в Астане при поддержке Фонда Первого Президента. Участники дискуссии пришли к выводу, что при правильном взаимодействиис недавно созданным ЕАЭС Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП) может принести выгоды всем странам региона.

На конференции участники пока больше ставили проблемы, очерчивали круг вопросов и задавали их, нежели получали ответы.

Так, по мнению начальника отдела Департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии Станислава Георгиевского, предпосылки для сотрудничества Евразийского экономического союза с Китаем в первую очередь подчеркиваются уже сложившимися экономическими отношениями. «Китай – это крупнейшая страна – торговый партнер союза, с товарооборотом примерно в 109 миллиардов долларов за прошлый год. Что касается географических предпосылок, которые определяют экономические связи, это, безусловно, предопределяет транспортно-логистическую географию Шелкового пути, и здесь крайне важны базовые принципы Таможенного союза и ЕАЭС. Это – единая таможенная территория, единые границы, единые правила в области таможенного регулирования, межторговой политики, иных видов нетарифного регулирования», – заявил он.

Ключевым направлением сотрудничества в рамках возможной реализации экономического пояса Шелкового пути между странами ЕАЭС, Китаем и другими странами, по словам Георгиевского, является развитие транспортной инфраструктуры. «Что касается инфраструктурно-транспортного направления, помимо функционирования Таможенного союза здесь определенный интерес представляют и те согласованные политики, которые постепенно становятся реальностью. Здесь и согласованная транспортная политика между государствами-членами, формирование не только транзитных коридоров, но и по сути транспортной сети, которая будет активно содействовать индустриализации, формированию новых производств, цепочек добавленной стоимости, в которых будут заинтересованы участвовать и государства, входящие в географию экономического пояса Шелкового Пути. Крайне важны унификация тарифов на перевозки, создание и внедрение единого рынка услуг, в частности, транспортно-логистических услуг», – подчеркнул представитель ЕЭК.

Как отмечается в докладе, подготовленном участниками конференции, Евразия располагает уникальными возможностями для развития транспортно-логистических коридоров и хабов, соединяющих производственные и потребительские потенциалы Европы и Азии. По мнению авторов, реализация ЭПШП позволит сократить расстояние транспортировки грузов по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал.

«В настоящий момент существует несколько транзитных коридоров доставки грузов из Китая в Европу. Условно все данные маршруты можно разделить на три группы. Они представлены маршрутами, идущими из Западного Китая через Северный Казахстан в Россию в районе Южной Сибири и далее в Европу. Это один рукав. Второй рукав – это морские маршруты, которые идут через Каспийское море и далее могут идти через порты Махачкалы и Баку и через Кавказ на Черное море и в Европу. И, наконец, третий рукав – это все маршруты, которые идут в регион Ирана и далее Ближнего Востока тоже через территорию Казахстана и стран Центральной Азии – Кыргызстана, Туркмении и Узбекистана», – пояснил вице-президент по инвестициям и развитию транспортной группы «ФЕСКО» Константин Кузовков.

В транзитном потенциале экономического пояса Шелкового пути заинтересованы все страны региона, в частности Казахстан. По словам заместителя министра по инвестициям и развитию РК Жениса Касымбека, Казахстан планирует вложить более $20 млрд в развитие транспортной инфраструктуры в ближайшие пять лет. «Новая экономическая политика страны предусматривает развитие прежде всего транспортно-логистической инфраструктуры. Государство уже в 2014 году выделило более $2,5 млрд, а в период 2015–2017 годов ежегодно будет выделять по $3 млрд из Нацфонда. В целом мы планируем до 2020 года инвестировать в развитие только транспортной отрасли за счет различных источников финансирования более $20 млрд», — сообщил он.

Вице-министр добавил, что Казахстан уже приступил к реализации крупных транспортных проектов, в частности, к строительству казахстанского отрезка автодороги «Западная Европа – Западный Китай». Из восьмитыс. километров дороги 2,8 тыс. километров пройдут по территории Казахстана.

Экономическое присутствие Китая в Центральной Азии – это очевидно и неизбежно, считает руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев. «Минеральные ресурсы этого региона (Центральной Азии – «Къ») нужны прежде всего Китайской Народной Республике, и объемы товарооборота с ней будут только расти.Интересы транзитных стран тоже понятны. Все хотят получить китайские инвестиции. Чем больше дорог пройдет через территорию конкретной страны, тем лучше. Поэтому я лично убежден, что из тех трех дорог, которые заходят по плану в Казахстан, Китай хочет построить все три, и Казахстан хочет построить все три, и это – базовый факт. Китай наверное, хочет построить максимальное количество. С этим Российской Федерации придется жить. Это никак не отрегулируешь нигде», – заявил он.

Вместе с тем, по его мнению, очень важно обсудить точки соприкосновения сотрудничества ЭПШП и ЕАЭС. «Нужно очень четко проговорить интересы участников и понять, где мы можем договориться, а где не можем. В чем есть большая загвоздка, и что очень беспокоит российскую сторону применительно к Евразийскому союзу – это, конечно же, пункт о возможном создании зоны свободной торговли, упрощении перемещения товаров, и так далее. Мы создавали Евразийский союз, закрывались от китайского импорта не для того, чтобы Шелковый путь это все снял. Поэтому я уверен, что китайским партнерам нужно понимать, что это – та позиция, по которой Россию подвинуть будет очень тяжело. Я понимаю: то, что сформулировано, уже сформулировано, но надо как-то придумать форму и договориться о ней, подумаем, как перемещать товары, где можно найти какие-то зоны соприкосновения, а идею про зону свободной торговли честно похоронить», – пояснил Габуев.

Заместитель руководителя Центра изучения России Восточно-Китайского университета Чэн Ян, со своей стороны, заверил, что Китай не намерен торопить события. «Хотел бы подчеркнуть, что Китай никогда не будет повторять ошибки Европейского союза. Китай всегда будет уважать интересы и позиции наших партнеров – России, Центральной Азии и так далее. Что касается отношений между Китаем и Евразийским союзом, на мой взгляд, между нами нужно наладить сотрудничество, но для этого нужно время. Не надо торопиться. Нам нужно постепенно построить Шелковый путь, постепенно найти совместные интересы».

Однако представители западных компаний считают иначе. Для того, чтобы Экономический пояс Шелкового пути из концепции превратился в реальность, необходимо уже сейчас переходить от диалога к действиям, заявил «Къ» старший партнер McKinsey Россия Ермолай Солженицын (штаб-квартира компании находится в Нью-Йорке – «Къ»). «Наш управляющий партнер Доминик Бартон выступал на форуме ChinaDevelopmentForum. И темой его доклада была именно переход от стадии диалога и обсуждения этой концепции к обсуждению вариантов конкретных действий, конкретных шагов для того, чтобы вот эта логика определенного сотрудничества, интеграции в регионе могла переходить уже в русло каких-то механизмов, институтов», – отметил он.

Прежде всего, по его мнению, необходимо определиться с целями интеграции. «Какие цели ставит перед собой такого рода проект? Несомненно, это развитие инфраструктуры. Наверное, одна из основных задач, – это развитие инфраструктуры. Второе – это поднятие уровня жизни людей во многих регионах, поскольку такого рода интеграция дает возможность поднимать социальную обеспеченность населения, которое участвует в таких интеграционных процессах. Обсуждалось, что для этого нужно создавать институты, которые будут не столько государственными, а именно институты по обмену опытом и по концентрации некоторого рода опыта. Например, по строительству инфраструктуры, по представлению решений друг другу, чтобы можно было привлекать компании из этого же региона на совместные проекты, по развитию понимания, навыков, терминологии. Знаете, очень часто в таких попытках развить новые пространства люди по-разному понимают слова, термины. Кто-то говорит, что мы хотим транспортную интеграцию. Кто-то это понимает, чтобы дорога была одна проложена, а кто-то, может, будет понимать, что будет одна компания, которая будет управлять этой дорогой по всей территории, где она проходит. Кто-то, может, говорит об экономической интеграции и имеет в виду снижение тарифов, а кто-то другой, может быть, понимает это как единую политику по субсидиям. Вопросы всегда возникают. Поэтому очень важно подумать не только, какие дискуссионные площадки, а какие постоянно действующие институты позволят уточнять, разрабатывать, детализировать эти вещи. Такого рода проект, в целом, должен приводить к пониманию: да, наверное, будет сложнее, да, какие-то рынки у себя мы отдадим, наверное, какие-то у других мы сможем приобрести. Я думаю, каждая страна для себя должна понять, что это больше тема, вокруг которой можно проводить встречи, в том числе дипломатические, в том числе экспертные, и это больше реальный выбор по привлечению капитала, по выходу на новые рынки, ну и по увеличению конкуренции на своих рынках», – пояснил Kursiv.kz г-н Солженицын.

Напомним, что инициатива Экономического пояса Шелкового пути была озвучена Председателем КНР Си Цзиньпином в «Назарбаев Университете» во время официального визита в Казахстан в 2013 году. В ноябре 2014 года Китай создал инвестиционный фонд в размере 40 млрд долларов, средства которого будут инвестированы в проекты развития наземного и морского «шелковых путей».

Курсивъ