18.09.08

Шелковый путь под контролем России

РБК daily;18.09.08

Россия, Иран и Азербайджан намереваются создать консорциум для ускорения работ по реализации проекта транспортного коридора Север – Юг. Этот коридор должен связать между собой север Европы и Южную Азию. По словам экспертов, наряду с Транссибирской магистралью коридор Север – Юг может стать хорошей альтернативой маршруту грузоперевозок из одной части света в другую через Суэцкий канал, чья пропускная способность уже практически исчерпана. Когда это произойдет, контроль над львиной долей перевозок из Европы в Азию перейдет к России, которая является ключевым участником проектов Транссиба и коридора Север – Юг.

Транспортный коридор Север – Юг состоит из сухопутной части, проходящей по российским железным дорогам от границы с Финляндией до Каспийского моря и дальше через территорию Ирана, и морской, которая начинается в иранском порту Бендер-Аббас и расходится по двум направлениям – к индийскому Мумбаи и пакистанскому Карачи. Пока коридор построен далеко не полностью – мешает отсутствие должного финансирования проекта со стороны ряда стран, а также политические риски, связанные с реализацией проекта на территории Ирана и на Кавказе.

Тем не менее коридор Север – Юг наряду с Транссибирской магистралью уже рассматривается ключевыми игроками Европы и Азии в качестве альтернативы транзитному пути через Суэцкий канал. Объем контейнерного товарооборота через Суэц составляет примерно 220 млн тонн в год и ежегодно увеличивается на 40 млн тонн. Это очень большие показатели, поэтому эксперты предсказывают, что вскоре Суэцкий канал полностью исчерпает свою пропускную способность.

Россия является ключевым участником проектов коридора Север – Юг и Транссибирской магистрали, поэтому крайне заинтересована в том, чтобы они были реализованы как можно скорее. Ведь в этом случае наша страна сможет контролировать львиную долю перевозок из Европы в Азию и обратно. Кроме того, это значительно увеличит вес Москвы на мировой арене – ведь будущий маршрут основных грузоперевозок из одной части света в другую будет проходить преимущественно по территории дружественных нам государств, тогда как нынешний – через Суэцкий канал – пролегает в основном через страны, являющиеся союзниками США, что дает Вашингтону широкие возможности для манипуляции целыми регионами.

Между тем у проектов транспортировочных маршрутов через территорию России есть ряд рисков. Прежде всего, как отметил в беседе с РБК daily эксперт петербургской аналитической группы «Конструирование будущего» Сергей Боровиков, судьба коридора Север – Юг во многом будет зависеть от ситуации вокруг Ирана. Возможная военная агрессия против этой страны сделает невозможной транспортировку грузов и оборудования через всю зону Каспийского моря – будет потерян ключевой элемент транзитного коридора. В этом случае России придется забыть о реализации транзита через пока относительно спокойную зону Каспия.

Конечно, Россия также может настоять на более активном использовании Транссиба, однако терять Тегеран в качестве основного партнера по региональным проектам Москве невыгодно ни при каких раскладах. В перспективе коридор Север – Юг с непременным участием Ирана может быть объединен с железной дорогой Баку – Тбилиси – Карс, которая изначально была задумана как транзитный маршрут в обход РФ. Об этом уже ведутся активные разговоры в экспертном сообществе Азербайджана. Поддержав транспортные интересы Баку в регионе, Москва зарекомендует себя в качестве надежного и нацеленного на долгосрочные перспективы партнера Азербайджана.

Поддержка со стороны Ирана сделает возможным подключение к транспортному коридору из Европы в Азию и Армении, которая в последние годы старательно вычеркивалась из целого ряда общерегиональных проектов Азербайджаном, Турцией и Грузией. Таким образом, одновременно будет создана эффективная транспортная сеть во всем Закавказье, что благоприятно отразится на экономических, а потом и политических отношениях стран региона. Стабильность и экономическое развитие закавказских республик, в свою очередь, значительно обезопасят южные границы РФ.

Однако на реализацию транспортных проектов через свою территорию в Персидский залив и Юго-Восточную и Восточную Азию у Москвы остается все меньше и меньше времени – страны Запада уже активно лоббируют альтернативные проекты в обход России (например, проект ТРАСЕКА через Южный Кавказ в Среднюю Азию и на Дальний Восток). Наличие западной альтернативы рискует существенно понизить договороспособность таких «сомневающихся» государств, как, например, Турция и Азербайджан, не говоря уже о Грузии. Москве стоит проявить недюжинную политическую волю, чтобы транспортные потоки между двумя частями света через российскую территорию были реализованы как можно скорее и работали эффективно.