15.05.08

Штабеля в тупике

Новые таможенные правила тормозят отгрузку экспортной древесины

Приказ Федеральной таможенной службы "О местах декларирования отдельных видов товаров", призванный навести порядок в экспорте российского леса, обернулся головной болью и для таежных регионов, и для бизнеса.

Он в несколько раз сократил число постов, на которых может осуществляться декларирование лесных грузов. Под сокращение попал и Красноярск.

Цель, которую преследовали таможенники, была проста: добиться прозрачности рынка, сконцентрировав "древесные" потоки в определенных местах. Это должно было усилить борьбу с воровством и коррупцией, которой на лесном рынке предостаточно. Буквально на днях ГУВД сообщило о задержании сотрудника Росприроднадзора из Енисейского района, которого подозревают во взятке. По версии следствия, за миллион рублей он закрыл глаза на незаконную порубку леса. А несколько лет назад на скамье подсудимых в полном составе оказался таможенный пост поселка Таежный в Богучанском районе. За определенную мзду его сотрудники не слишком дотошно подходили к досмотру груза.

Новый приказ, считали его разработчики, приструнит нерадивых экспортеров. Однако на деле благое пожелание лишь прибавило проблем.

В этом квартале по сравнению с прошлым годом объемы погрузки лесной продукции в крае снизились на 34 процента. Потери участников рынка исчисляются сотнями миллионов рублей. И все потому, что в зоне деятельности железнодорожной магистрали резко уменьшилось число таможенных постов, оформляющих древесину на экспорт.

- Потери в погрузках кругляка составили 8342 вагона, - заявляют в пресс-службе железной дороги. - Снижение доходов от перевозок - 370 миллионов. Из перечня таможенных постов, на которых может осуществляться декларирование лесных грузов, исключены Красноярский и Абаканский посты. Прекратил работу по оформлению документов на лесные грузы Кемеровский таможенный пост - его функции переданы Ачинску. Все это привело к громадным простоям подвижного состава. Если раньше процедура отправки с момента постановки вагонов под погрузку составляла всего день, то теперь она растянулась в среднем на 3, а то и на 4 дня.

Не скрывают своего недовольства и в администрации края. Как писала ранее "РГ", региональный ЛПК демонстрирует рост по всем основным показателям. Свалившиеся на голову лесопромышленников трудности грозят существенно испортить итоги этого года. Сложности возникли у ведущих предприятий края, оформлявших ранее грузы через Красноярск. Сейчас таможенные декларации надо доставлять на Канский или Ачинский посты. А это дополнительные временные и материальные затраты, которые отрицательно сказываются на себестоимости продукции.

- По нашим оценкам, в результате такого новшества дополнительные расходы лесоэкспортеров на каждый вагон составляют теперь 11-12 тысяч рублей, - говорят в краевом агентстве лесной отрасли. - С аналогичной проблемой неминуемо столкнутся организации, которые реализуют новые проекты в Сосновоборске и Березовском районе. И это уже не только проблема обеспечения эффективного оборота железнодорожного парка, но и удар по инвестиционной привлекательности Красноярска в целом.

У таможенников на возникшую ситуацию собственный взгляд.

- Сейчас политика государства в целом направлена на уменьшение экспорта круглого леса и создание условий по его глубокой переработке, - считает начальник Красноярской таможни Дмитрий Козаев. - В марте - апреле объемы вывоза кругляка снизились по сравнению с тем же периодом прошлого года. Повлияла на это возросшая с 1 апреля в 1,5 раза пошлина, которая сейчас составляет 25 процентов от таможенной стоимости. А с 2009-го ее размер увеличится до 80 процентов, что сделает нерентабельным экспорт необработанной древесины за рубеж. Ситуация по оформлению лесоматериалов - под нашим особым контролем, ведь уже в этом году количество правонарушений в этой сфере выросло вдвое.

Исключение из перечня постов Красноярска, уверены на таможне, вовсе не так страшно, поскольку львиная доля красноярского леса всегда оформлялась в Лесосибирске, Канске и Ачинске.

В крае работает более 100 лесозаготовителей и около 20 крупных и средних предприятий, перерабатывающих древесину. Все лесные грузы из региона вывозятся по железной дороге.

Российская газета ; 15.05.2008